Иран: мировое сообщество на редкость единодушно

Резолюция Совета Безопасности ООН о новых санкциях против Ирана может быть принята уже сегодня. Мировое сообщество на редкость единодушно. За санкции готовы проголосовать все пять постоянных членов Совбеза. Наберется и необходимое большинство в 10 из 15 голосов всех членов. Выступят против или воздержатся Турция, Бразилия и Ливан. Вчера Владимир Путин вслед за Дмитрием Медведевым подтвердил, что Россия поддержит санкции, а также заявил, что они «практически согласованы» (см. статью на стр. 02). Путин также сказал, что санкции не должны быть избыточными, и призвал иранского президента Махмуда Ахмадинеджада к активному участию в переговорах по ядерной проблеме. Но вряд ли Ахмадинеджад прислушается к формальным увещеваниям русских, которых он уже пообещал причислить к врагам Ирана.

Россия, вероятно, решилась разменять свою особую позицию по Ирану на уступки со стороны США: ограничение программы ПРО в Европе и менее активную игру на постсоветском пространстве. Это свидетельствует о прагматичном стремлении Москвы сосредоточиться на ближних приоритетах. Особых выгод от поддержки Ирана Россия не имела. Поставка комплексов С-300 формально не противоречит букве будущей резолюции, но Россия вряд ли реализует этот подвисший договор. Работа по АЭС в Бушере будет доведена до конца (если Иран будет адекватен). Других крупных совместных проектов с Тегераном в последнее время и не было.

Ахмадинеджад обещает отказаться от любых переговоров в случае принятия санкций. Впрочем, они пока касаются в основном военной стороны дела – ограничения поставок оружия, досмотра иранских судов, финансовых санкций против юридических и физических лиц, участвующих в ядерной программе. Вполне возможно, что Иран с этим справится. Что тогда? Расчет на внутренние проблемы правящего режима оправдывается не всегда. Ужесточать санкции есть куда, но не бесконечно. Самыми действенными были бы ограничения в энергетической сфере. Но пока Иран начинает строительство газопровода для экспорта газа в Европу стоимостью не менее 1,3 млрд евро, сообщило на днях Bloomberg. Логический предел санкций – война, как это было с Югославией или Ираком. Между тем воевать с Ираном сейчас никто не готов.