Кто в России ходит в интернет

Вот два знакомых читателю типа. Первый: люди с начальным и средним общим либо профессиональным образованием. Они обычно работают большую часть жизни на одном и том же месте или на одной позиции. Имеют заработки ниже средних. Работодателю предлагают прежде всего согласие на любые условия труда. Им не хватает денег, поэтому, если можно получить товар или услугу дешевле либо бесплатно, они готовы подождать в очереди. Они не склонны менять место жительства. Основной круг их общения – родственники, соседи, сослуживцы. Соответственно, главные зоны их общения – работа, дом и пространство рядом с ним. Они почти не ездят на большие расстояния, их основное средство передвижения – общественный транспорт, автобус и поезд. Здесь медианный возраст – старше 40 лет, здесь доминантный социальный тип – женщина в ее роли матери/бабушки. Их привычное настроение – озабоченность или угнетенность. Секс вытеснен из жизни. У них проблемы со здоровьем. Их не устраивает нынешняя жизнь. Хорошая жизнь, считают они, в прошлом. Средство их общения – телефон, их связь с внешним миром – три главных канала ТВ, которые показывают им то, что считают нужным.

Люди из второго типа имеют одно или два высших образования. Они считают обязательным быстро продвигаться с должности на должность. Они предлагают работодателю свою инициативность и имеют доходы выше средних. Они испытывают нехватку времени, готовы заплатить, лишь бы не ждать. Такие люди подвижны в масштабах города, страны, мира, их основной транспорт – личный автомобиль, в дальних поездках – самолет. Их партнеры по общению близки им в первую очередь по интересам. Зоны их общения – город, места досуга. Они стараются быть постоянно в хорошем настроении и хорошей физической форме, получать удовлетворение в сексе. Их в общем устраивает их настоящее, но у них серьезные планы на будущее. Здесь медианный возраст – до 40, доминантный дискурс – мужской. Они общаются, используя новые возможности IT, прежде всего сетевые системы коммуникации. Там же они получают необходимую им информацию делового, развлекательного или политического рода, ту, которую они считают для себя нужной.

И те и другие в основном одобряют деятельность Медведева и Путина (среднее 74 и 78%) и недовольны тем, «что происходит в целом в стране» (среднее 59%). И те и другие на уровне 60% согласны, что «критика власти в СМИ сейчас идет на пользу России». Но у этих социальных типов разное отношение к свободе мнений в тех средствах коммуникации, которыми они пользуются. Типу первому не нравится «распущенность» на каналах, которые они смотрят. Поэтому пожилые чаще молодых находят, что российские пресса и журналистика «достаточно свободны», женщины заявляют чаще мужчин, что СМИ даже «излишне свободны». А для людей второго типа наиболее важным и полезным является наличие «дискуссионной площадки в социальных сетях интернета».