От редакции: Как снизить оплату коммунальных услуг

На прошлой неделе жители Первоуральска (Свердловская область) штурмом взяли кабинет мэра и потребовали разобраться с огромными счетами за коммунальные услуги. Мэр объявил временный мораторий на оплату квитанций, потребовав от коммунальщиков перерасчета. В субботу в Петербурге прошел митинг «За порядок в ЖКХ», вызванный теми же причинами. Чуть ранее администрация города сообщила, что управляющие компании при расчете ошиблись, методика будет изменена. Жители Перми собираются выйти на митинг против повышения тарифов ЖКХ 17 ноября.

Можно констатировать, что осенние социальные протесты в связи с повышением тарифов ЖКХ, прогнозировавшиеся многими экспертами, начались. Впрочем, граждане недовольны только местной властью.

Сами тарифы в этом году в связи с президентскими выборами выросли не зимой, а летом и осенью: с 1 июля поднялись тарифына электроэнергию более чем на 6%, на газ – на 15%. Тарифы на услуги водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения повышались два раза: 1 июля на 6% и 1 сентября на 5,6%. Но жителей возмутило не это; в каком-то смысле они привыкли к постоянному росту тарифов – с начала жилищно-коммунальной реформы (2007 г.) до 2011 г. они поднялись на 117%, по подсчетам АКГ «Финэкспертиза» (накопленный уровень инфляции за то же время – 63%).

Но осенью вступили в силу новые правила предоставления коммунальных услуг населению, утвержденные постановлением правительства России от 6 мая 2011 г. Главная новация – отдельная плата на общедомовые нужды (ОДН). Общедомовые нужды включают в себя освещение мест общего пользования, работу лифта, антенн, домофонов, отопление подъездов, уборку лестниц и коридоров. А также технические потери ресурсов во внутридомовых сетях. Раньше оплата ОДН производилась по нормативам пропорционально индивидуальному потреблению; теперь решили рассчитывать ее, исходя из разницы между индивидуальным и общим потреблением. Оказалось, что разницу эту подсчитать можно не всегда, так как общедомовыми счетчиками, например, воды оборудована вряд ли половина домов, не говоря уже о счетчиках канализационного стока. На этот случай придумана методика нормативного расчета расхода ресурса по общей площади нежилых помещений и деления этого расхода на жителей по занимаемой ими жилой площади.

Понятно, что переход на новую форму расчета в неповоротливой бюрократической системе сам по себе нес большие издержки: граждане, например, получали квитанции с расчетами за два месяца, в них не было разбивки по месяцам и видам услуг и т.п. Новая сложная методика и сама привела к множеству казусов, если не нарушений. Управляющие компании и поставщики ресурсов включали в места общего пользования подвалы, чердаки и крыши, что резко увеличивало объем якобы потраченных на ОДН ресурсов. Где-то людей просили заплатить за влажную уборку крыши, где-то в канализацию уходило больше воды, чем доставлялось водопроводом, и т.д. Но главное, что в квитанциях оказались огромные непонятные людям суммы.

Оказалось, что методика расчета, мягко говоря, несовершенна. Что население, как при любой новации со стороны государства, ничего про эту новацию не знает. Что в ситуации перманентных долгов за услуги ЖКХ местные ресурсные монополисты и управляющие компании склонны пользоваться несовершенством методик и незнанием населения, чтобы решать не задачу повышения качества управления жилым фондом, а задачу фискальную. Нельзя не отметить, что непрозрачная методика расчета позволяет при желании прятать в оплате ОДН те потери коммунальщиков в изношенных сетях, за которые отвечают они сами.

А впереди новые изменения: с 2013 г. в ряде регионов вводится социальная норма потребления коммунальных ресурсов (сверх нее в разы вырастет тариф). Скоро жителей обяжут оплачивать капитальный ремонт многоквартирных домов.

Нынешняя реакция властей – моратории, в течение которых попытаются привести уровень начисления к более приемлемому (т.е. такому, при котором не захватывают мэрию), – будет типовой. Соответственно, там, где жители будут активнее протестовать, они добьются лучших условий по оплате ЖКХ.