Как пивовары сдают пластиковую бутылку

Добровольное сокращение максимального объема позволяет отсрочить полный запрет на ПЭТ

ПЭТ для пивоваров – вопрос стратегический: это дешевая в производстве и транспортировке тара, позволяющая им держаться на плаву в условиях перманентно падающего в течение последних семи лет пивного рынка. Но и добровольный отказ от ее использования выглядит хотя и болезненной, но стратегической победой.

Законопроект о поэтапном снижении разрешенного объема пластиковой тары был внесен в Госдуму еще в 2013 г. Депутат Михаил Тарасенко предлагал коллегам уже с начала 2015 г. запретить розлив пива в ПЭТ-бутылки емкостью более 1,5 л. Пивовары, не дожидаясь принятия документа в первом чтении, заявили о снижении до 2,5 л, пояснив это «своим желанием принять участие в решении вопросов, связанных со злоупотреблением алкоголем в России». Это был широкий жест при минимальных потерях: на бутылки объемом больше 2,5 л приходилось только 2% рынка в натуральном выражении. А законопроект к первому чтению подошел лишь спустя более чем год после поступления в Думу.

Следующий виток противостояния произошел летом 2014 г.: депутаты все-таки приняли законопроект в первом чтении и планировали стремительно сделать то же во втором, но пивовары инициировали шквал писем в правительство и развернули информационную кампанию в СМИ. Второе чтение сначала перенесли на осеннюю сессию, а потом и вовсе отложили.

Этой весной правительство неожиданно для отрасли дало отзыв на депутатский законопроект, пообещав в перспективе запретить ПЭТ-тару емкостью более 0,5 л. Разливать пиво в пол-литровые пластиковые бутылки невыгодно, и пивовары понимают, что для них это ограничение критично: переход на существенно более дорогие стеклянные бутылки и алюминий отпугнет часть потребителей. Поэтому приходится снова добровольно уменьшать «баклажку». Решение, конечно, не без издержек, но, если учесть, что запретительный законопроект лежит в Госдуме уже два года и не известно, сколько пролежит еще, – это ли не показатель удачной сдерживающей стратегии пивоваренной отрасли?