Россия и НАТО будут чаще встречаться

Военная эскалация может быть средством повышения своего политического веса на переговорах

На прошлой неделе представители Североатлантического альянса сообщили о запланированной на 20 апреля встрече Совета Россия – НАТО. Совещание на уровне послов России и НАТО пройдет впервые с июня 2014 г. – после присоединения Крыма альянс свернул практическое сотрудничество (оставив «политический диалог», по словам генсека НАТО Йенса Столтенберга). В повестке встречи украинский кризис и выполнение минских договоренностей, ситуация в Афганистане и борьба с терроризмом.

Стороны всеми силами демонстрируют, с какой неохотой они идут на сближение и что ждать особых прорывов в отношениях не стоит. Возврата к привычному сотрудничеству не будет, «пока Россия снова не будет уважать международное право» (представители НАТО) или «пока в альянсе не пересмотрят политику сдерживания России» (постпред России при НАТО Александр Грушко).

Если речь идет о сближении позиций, то оно происходит на фоне последовательного обострения противостояния. Реакцией на Крым стало наращивание НАТО присутствия в странах Восточной Европы (в начале февраля Белый дом заявил о планирующемся четырехкратном увеличении финансирования военного присутствия в Европе, а в марте – о планах разместить дополнительную бронетанковую бригаду). В конце года Владимир Путин назвал расширение НАТО угрозой для России. На прошлой неделе Сергей Лавров назвал действия НАТО «агрессивной пропагандистской кампанией по демонизации России», а поиск врага необходим альянсу «для придания смысла своему дальнейшему существованию». Тем не менее «Россия не намерена и не будет втягиваться в бессмысленное противостояние».

11 и 12 апреля российские Су-24 и Ка-27 пролетели в непосредственной близости от американского эсминца «Дональд Кук» в нейтральных водах Балтийского моря, а 13 апреля также над Балтикой истребитель Су-27 прошел в 15 м от американского самолета-разведчика RC-135U. Увеличение сообщений об опасных сближениях параллельно с подготовкой заседания Совета Россия – НАТО выглядит шизофренически, но это контролируемая шизофрения. Как показала Сирия, военная эскалация может быть средством повышения своего политического веса на переговорах. Переговорный вес России связан с готовностью рисковать. В отличие от западных стран российские власти не зависят от общественного мнения и лишены привычной системы сдержек – а потому Запад в таких ситуациях склонен идти на уступки.

По мнению военного эксперта из Института стран СНГ Владимира Евсеева, о повышении ставок и намеренных провокациях речи не идет. Опасные сближения – следствие усилившихся за последние годы противоречий между Россией и НАТО. На фоне успехов России в Сирии и роста террористической угрозы в Европе необходимость диалога очевидна для обеих сторон, но непонятно, на каких условиях он возможен.