За что в ответе банкиры

Финансистам не стоит подогревать ажиотаж неопытных инвесторов

В пятницу ЦБ России сохранил ключевую ставку на уровне 4,25%. Это повлечет паузу в снижении депозитных ставок. Доходности корпоративных бумаг первого эшелона сейчас существенно выше прибыльности вкладов. Финансисты рекламируют инвестиционные продукты вместо депозитов, число ИИС приближается к 3 млн, а оборот по ним – к 1 трлн руб.

Все это означает, что и осенью ажиотаж вокруг поиска альтернативы вкладам и выхода частных инвесторов на фондовый рынок продолжится. Сейчас на бирже зарегистрировано более 6 млн частных инвесторов. Не исключено, что к декабрю их число окажется вдвое больше, чем годом ранее. С начала 2020 г. объем вложений в российские акции физическими лицами достиг 300 млрд руб. Львиную долю в этом объеме составили бумаги «Газпрома», Сбербанка, «Норильского никеля», «Лукойла», ВТБ и «Яндекса», но немало досталось и десяткам других эмитентов.

Происходит ровно то, чего так долго хотели и регуляторы, и финансисты. Российская финансовая система всегда была «гипербанковской» при достаточно небольшой «прослойке» других институтов, особенно коллективных инвестиций и частного сектора инвесторов в фондовые инструменты. На эту тему написаны тысячи статей (помните мантру: «Чтобы почти у каждого был хотя бы маленький пакет акций и облигаций, как, например, у американцев»?). Тут вам и тема «длинных денег», которые не могут обеспечить банки, зато может дать тот же фондовый рынок.

Но такой рост несет и большие риски, особенно если основной приток клиентов происходит за счет неофитов – инвесторов, которые никогда ранее не сталкивались с рисками получения убытков от инвестирования, лишенных защитных механизмов вроде системы страхования вкладов. По мнению Центробанка, «сейчас основная задача, которая стоит перед участниками рынка, не разочаровать людей, которые выбрали финансовые инструменты для инвестиций, завоевать их доверие».

Это будет непросто с учетом того, что после просадки в начале весны рынки действительно показывали впечатляющую динамику роста, что еще больше подогрело интерес частных инвесторов. Теперь же и аналитики, и даже руководители крупнейших финансовых групп предупреждают, что рынки перегреты и неизбежна коррекция. Разочарование инвесторов в случае такого сценария неизбежно, причем основная опасность в том, что это может стать некой прививкой от новых инвестиций в дальнейшем.

Сегментирование инвесторов и ограничения возможностей работы с разными инструментами (особенно с наиболее рискованными), безусловно, сглаживают эти риски. Но не снимают их. Сами банки являются ключевым драйвером частных инвестиций, перетока из вкладов в фондовые инструменты. И некоторое снижение активности по продаже своим клиентам этих рисков – это в какой-то степени социальная ответственность банкиров. Задуматься об этом им стоит именно сейчас.