Плюсы и минусы удаленной работы

Живое общение не всегда можно заменить телеконференциями
Мы увидим существенный рост смешанной организации работы, когда сотрудники часть недели работают удаленно, но все равно периодически встречаются вживую, чтобы поработать в команде

Коронакризис внес существенные изменения в организацию работы гигантского количества людей. Существенная часть работников перешла на удаленную работу из дома. Основным вопросом остается, будут эти изменения временными или существенная часть сотрудников так и останется на удаленной или смешанной работе. И хотя уровень неопределенности по-прежнему крайне высок и все детали будущей организации труда еще сложно представить, очертания будущего можно понять, если проанализировать тренды, которые наблюдались еще до пришествия коронавируса.

Одно из самых известных исследований, посвященных переходу на удаленную работу, описывало результаты эксперимента в одном из крупных колл-центров Китая, где части работников было предложено перейти на работу из дома. В результате производительность их труда выросла на 9% за счет как увеличения производительности, так и сокращения простоев – путем сокращения перерывов во время рабочего дня и количества дней на больничном. И удовлетворенность сотрудников существенно возросла, а текучесть кадров сократилась в 2 раза.

Но эти оптимистичные результаты скрывают и существенные недостатки, связанные с переходом на удаленную работу. Обзор исследований об альтернативных способах организации работы указывает и на значимые ограничения удаленной формы, отмеченные как со стороны сотрудников, так и со стороны самих компаний. Работающие удаленно сотрудники гораздо чаще сталкиваются с необходимостью перерабатывать и работать в неурочное время, что приводит к конфликту между работой и семейной жизнью, а также повышает уровень стресса. Кроме того, особенностью работы в колл-центре является отсутствие командной работы и относительная легкость мониторинга продуктивности. В тех же случаях, когда работа требует координации между сотрудниками, возможность живого общения оказывается напрямую связана с более высокой производительностью. 

Удаленная работа может также негативно сказаться на карьерных перспективах работников. В том же самом исследовании китайских колл-центров было показано, что сотрудники, перешедшие на работу из дома, реже продвигались вверх по карьерной лестнице – даже по сравнению со столь же производительными сотрудниками, продолжавшими работать из офиса компании. Это может свидетельствовать о том, что работающие удаленно сотрудники хуже понимают внутреннюю динамику компании и хуже подготовлены к тому, чтобы переходить на позиции, где надо управлять другими людьми. Но это также можно объяснить и тем, что начальники склонны больше ценить людей, с которыми они сталкиваются на работе. Офисную политику никто не отменял!

Несмотря на все недостатки, в итоге оказывается, что большая часть людей все же предпочли бы перейти на удаленную работу. Исследования показали, что в среднем сотрудники готовы пойти на сокращение зарплаты до 8%, чтобы иметь возможность работать из дома, в частности потому, что это избавляет от необходимости тратить массу времени на поездку в офис. В экономике в целом не наблюдается значимой разницы между зарплатами сотрудников, работающих из офиса и из дома, а значит, плюсы и минусы работы из дома в конечном счете компенсировали друг друга.

Развитие технологий все больше склоняет чашу весов в пользу удаленной работы. Использование больших данных и искусственного интеллекта облегчает процесс мониторинга эффективности работы сотрудников на удаленке, а развитие технологий видеосвязи дает гораздо больше возможностей для командной работы. Однако и у этих технологий есть свои ограничения, особенно в креативных индустриях, где крайне важную роль играют случайные встречи и обмен идеями у кофемашин и на полях рабочих встреч. Поэтому, скорее всего, мы увидим существенный рост смешанной организации работы, когда сотрудники часть недели работают удаленно, но все равно периодически встречаются вживую, чтобы поработать в команде, обменяться идеями и (что немаловажно) последними слухами. Именно такой, комбинированный формат может оказаться оптимальным с точки зрения сочетания пожеланий сотрудников и интересов компаний.