Гусинский просится в Россию, потому что ему нечего терять

Бывший российский медиамагнат Владимир Гусинский хочет вернуться в Россию, но только если ему позволят Владимир Путин и Дмитрий Медведев. У Путина были причины не любить его, признает бизнесмен

Владимир Гусинский хотел бы вновь заниматься бизнесом в России и готов вернуться на родину, если позволят российские власти.

«Если ты когда-то боролся против правительства, то решать, возвращаться тебе или нет, будет правительство. Это нормально» – так он пояснил свою позицию в интервью израильскому изданию The Marker (перевод предоставлен «Эхом Москвы»). На вопрос «Если бы Путин пригласил вас вернуться, вы бы вернулись?» Гусинский ответил: «Да, вернулся бы», добавив, что в России у него много друзей по бизнесу.

«Ведомостям» Гусинский отказался прокомментировать свое интервью. «Все, что я хотел, я уже рассказал», – говорит он. Это интервью адресовано российским властям, в первую очередь – Владимиру Путину, считает хороший знакомый бизнесмена.

В конце 1990-х гг. Гусинский основал в России медиаимперию, включавшую телеканал НТВ, газету «Сегодня» и журнал «Итоги», – «Медиа-мост». Кредиты и займы на развитие холдинг брал у «Газпрома» и госбанков. В то же время Гусинский отказывался согласовывать информационную политику с Кремлем и следовать указаниям из администрации президента, рассказывал «Ведомостям» его соратник. А на парламентских выборах в 1999 г. олигарх сделал ставку на своего давнего союзника Юрия Лужкова и его политический блок «Отечество – Вся Россия». Телеканал НТВ сознательно играл на стороне ОВР – главных политических противников Путина, убеждал «Ведомости» один из бывших функционеров партии «Единство» (подробнее см. http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2009/03/23/187420).

Первые обыски в «Медиа-мосте» прошли через четыре дня после инаугурации Путина, 11 мая, а 13 июня Гусинский оказался в следственном изоляторе по обвинению в мошенничестве в крупном размере при приватизации телекомпании «Русское видео». Правда, Путин через два дня заявил: «Я считаю, что брать Гусинского под стражу не следовало», – и на следующий же день олигарх вышел на свободу. Вскоре он подписал соглашение о переуступке активов «Медиа-моста» «Газпрому» в счет долгов и в обмен на прекращение уголовного дела. О последнем условии стало известно осенью, когда Гусинский отказался выполнять договор с «Газпромом», объявив, что подписал его под давлением. На олигарха тут же завели новое уголовное дело, и он улетел в Испанию. С тех пор Гусинский в Россию не возвращался, уголовное дело против него не закрыто до сих пор. В 2001 г. мадридский суд отказал России в выдаче бизнесмена, посчитав, что в деле есть политическая составляющая. В 2003 г. в экстрадиции задержанного бизнесмена Генпрокуратуре отказал уже суд Афин (Греция), который вообще не нашел в его действиях состава преступления. А штаб-квартира Интерпола отказалась помещать данные на Гусинского в международную базу розыска, посчитав, что в преследовании бизнесмена присутствуют политические мотивы, сообщил вчера «Интерфаксу» представитель национального центрального бюро Интерпола.

В интервью The Marker Гусинский сказал, что дело «Медиа-моста» «закончено на 100%» и «это вполне справедливо». Он признает, что у Путина «были причины его не любить».

Пресс-секретарь президента Наталья Тимакова и пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков отказались комментировать заявление Гусинского. В Кремле известно о желании Гусинского вернуться в Россию, но поддержать его пока не готовы, говорил ранее «Ведомостям» сотрудник администрации президента. В Генпрокуратуре состояние уголовного дела в отношении Гусинского не комментируют. Ничего не стали говорить об этом «Ведомостям» и в СКП, куда после образования этого ведомства перешли все уголовные дела. Бывший адвокат Гусинского Юрий Баграев рассказал, что после безуспешных попыток экстрадиции его клиента следственные органы не предпринимали никаких действий в рамках этого дела. Формально срок давности по инкриминируемым ему преступлениям (10 лет) еще не истек. Но выдвинутые в адрес Гусинского обвинения настолько необоснованны, что можно спокойно принимать решение о прекращении уголовного преследования, уверен адвокат.

Сейчас бывший хозяин «Моста» живет в Америке, имея гражданство Израиля и Испании. Он продолжает заниматься медиабизнесом, в частности вместе с бывшим топ-менеджером «Менатепа» Константином Кагаловским учредил на паритетных началах спутниковый русскоязычный телеканал RTVi, основная аудитория которого проживает в США и Израиле.

«Интервью [Гусинского] говорит само за себя, мне добавить нечего», – говорит президент RTVi и давний соратник Гусинского Игорь Малашенко. А Евгений Киселев, на днях объявивший об уходе с поста главного редактора украинского канала TVi, отказался от комментариев. «Зря Гусинский это сделал, – считает знакомый с ним российский банкир. – Билет назад он себе так не купит, а репутационные риски очень большие». Того же мнения придерживается и российский бизнесмен, несколько лет назад покинувший Россию из-за преследования Генпрокуратуры: «При этой власти ни Гусинскому, никому из нас пути назад нет». «У Гусинского не было никаких договоренностей с российскими чиновниками, он пошел ва-банк, вдруг выгорит, – говорит бизнесмен, поддерживавший с Гусинским деловые отношения. – Терять ему нечего, у него конфликт с партнером Кагаловским, который пытается отстранить Гусинского от управления телеканалом». Кагаловский отказался прокомментировать «Ведомостям» интервью Гусинского, сославшись на «коммерческие разногласия».