Россия не готовится к превентивному ядерному удару

Новая концепция применения Россией ядерного оружия не будет радикально отличаться от старой и вряд ли будет предусматривать превентивные удары
Д.Гришкин

Совет безопасности России разрабатывает новую военную доктрину, которая будет принята президентом в конце этого или начале будущего года, сообщил вчера в Новосибирске секретарь совета Николай Патрушев, в ней будут изменены положения о возможности нанесения превентивных ядерных ударов. Документ, обещает Патрушев, будет открытым.

Директор Центра по изучению проблем разоружения при МФТИ Анатолий Дьяков разъясняет, что понятие превентивного удара отличается от понятия применения ядерного оружия первым. СССР, как и Китай сейчас, декларировал отказ от применения ядерного оружия первым. Но Россия (как и прочие ядерные государства – кроме Китая) допускает применение оружия первой. Россия может его применить, если ее безопасность будет поставлена под угрозу в случае нападения на нее с помощью как ядерного, так и обычного оружия. Превентивным же называется удар, нанесенный до нападения на саму страну, о возможности превентивных ударов заявила администрация Джорджа Буша-младшего, но сейчас этот тезис будет наверняка пересмотрен администрацией Барака Обамы. Если Россия примет на вооружение доктрину превентивного удара, то это будет копированием доктрины Буша и шагом в неправильном направлении, заключает эксперт.

Но радикализации ядерной доктрины не ожидается: по словам президента Академии военных наук, члена научного совета при Совбезе генерала Махмута Гареева, во время обсуждения новой доктрины принято решение оставить вопросы применения ядерного оружия примерно в том же виде, как они трактуются в действующей доктрине. Россия может быть вынуждена применить ядерное оружие только в том случае, если она будет поставлена в безвыходное положение применением против нее ядерного или обычного оружия, и о превентивных ядерных ударах, таким образом, речь не идет.

Источник в администрации президента говорит, что доктрина пока только разрабатывается в Совбезе и окончательное слово в ее формулировках за главой государства, который и утвердит документ.

Ожидать каких-то радикальных изменений в сторону ужесточения в ядерной доктрине России в условиях продвигающихся переговоров с США по новому договору об ограничении стратегических наступательных вооружений не стоит, предупреждает источник в Минобороны. Новые уровни количества носителей и боезарядов ядерного оружия, которые будут зафиксированы в новом договоре, точно потребуют изменений в ядерном планировании, но вряд ли – каких-то существенных изменений в политической доктрине применения сил ядерного сдерживания, предполагает источник.

По словам члена комитета по обороне Госдумы, бывшего командующего Ленинградским военным округом Игоря Пузанова, и после заключения нового договора Россия будет обладать необходимым количеством средств ядерного сдерживания, которое и обеспечит ее безопасность.