Политика
Бесплатный
Дмитрий Казьмин| Наталья Костенко|Алексей Никольский
Статья опубликована в № 3249 от 11.12.2012 под заголовком: Налоговики не нужны

Следственный комитет хочет возбуждать дела за неуплату налогов без обязательной налоговой проверки

Чтобы выйти из коллапса с уголовными делами по налоговым преступлениям, Следственный комитет России (СКР) предлагает вернуть старый порядок возбуждения дел – без обязательной налоговой проверки
Председатель СКР Александр Бастрыкин
М.Стулов / Ведомости

С критикой существующих правил привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов председатель СКР Александр Бастрыкин выступил вчера в «Российской газете». Профильные статьи Уголовного кодекса (198 и 199) Бастрыкин назвал «бланкетными» и отсылающими к Налоговому кодексу, а процесс регулирования налогообложения в самом кодексе – далеким от совершенства.

Уже принятые или подготовленные изменения, такие как уголовная ответственность за создание однодневок или усложнение регистрации фирм, Бастрыкин считает борьбой со следствием, а не причиной проблемы. Чтобы побороть причину, он предлагает внести в законодательство понятия налоговой оптимизации, фиктивной организации и фиктивной хозяйственной деятельности и последние два явления – запретить. Если проверяющие находят, например, сделку с фиктивной фирмой, то налоговики и следователи смогут переквалифицировать ее и пересчитать налоги, рассуждает Бастрыкин, но, каким будет порядок переквалификации – судебным (как сейчас) или внесудебным, не пишет.

Сегодня о поправках, подготовленных СКР, расскажет на брифинге старший инспектор СКР Георгий Смирнов. По его словам, речи о внесудебной переквалификации не идет: в Налоговый кодекс переносятся понятия, сформулированные в судебной практике, такие как в постановлении №53 пленума Высшего арбитражного суда о необоснованной налоговой выгоде. Только этих мер недостаточно, замечает Смирнов, поэтому также предусмотрен возврат к прежнему порядку, когда дела могли возбуждаться не только по материалам налоговых органов, но и по результатам оперативно-розыскных действий.

С 2010 г. уголовные дела по ст.198 и 199 могут возбуждаться только после решения налоговиков о факте неуплаты налогов и его признании в арбитражных судах; лазейка, позволявшая обойти этот порядок, была в 2011 г. устранена. С того же 2011 года следствие по этим статьям перешло от МВД в СКР, что привело к резкому падению показателей по налоговым делам (см.врез).

Сейчас в МВД упразднены подразделения по налоговым делам, ушли специалисты, в итоге СКР остался без оперативного сопровождения, объясняет Смирнов. Если вернуть эти подразделения и кадры, то в перспективе на их основе можно создать финансовую полицию, надеется он. С идеей создания финансовой полиции как раз для поиска неплательщиков в начале нынешнего года выступил Бастрыкин.

Усложнение порядка возбуждения налоговых дел было частью кампании Дмитрия Медведева по гуманизации «экономических» статей Уголовного кодекса. До этой кампании для возбуждения дел было достаточно даже акта налоговой проверки, еще не утвержденного в системе ФНС. Налоговики рассказывали «Ведомостям», что сотрудники МВД часто просили эти акты, а потом, бывало, проверяемые жаловались, что им угрожали уголовным делом.

Сотрудник аппарата правительства полагает, что в правительстве не поддержат возврат к прежнему порядку возбуждения дел.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков затруднился вчера оценить перспективы инициативы Бастрыкина.

Другой чиновник Кремля говорит, что вопрос этот еще во время реформы МВД поднимал нынешний помощник президента, а тогда замминистра внутренних дел Евгений Школов. Сейчас в отчетностях правоохранителей нет даже строки для таких дел, так что и заинтересованности в их расследовании нет. Чиновник Кремля уверен, что Школов, став помощником президента, будет лоббировать возврат многих функций, отмененных в ходе реформы.

Представитель МВД отказался от комментариев.

Для ФНС главное, чтобы те, кто осознанно идет на нарушение законодательства и совершает налоговые преступления, понимали неотвратимость наказания, говорит представитель ФНС, а какой инструментарий будет выбран – действующий или прежний – вопрос законодателей.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать