Россия прорабатывает альтернативу переставшей работать зерновой сделке

Одновременно США ищут новые маршруты для украинских зерновых
Традиционным путям доставки украинского зерна ищут альтернативу/ EPA / ТАСС

Россия прорабатывает альтернативы черноморской зерновой инициативе по доставке продовольствия нуждающимся странам, заявил 16 августа посол России в Турции Алексей Ерхов в интервью агентству IHA, но деталей не назвал. Накануне издание The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на заявления американских чиновников сообщило, что Вашингтон также ведет переговоры с Киевом и другими заинтересованными странами, включая Турцию, по созданию альтернативных маршрутов доставки украинского зерна на мировой рынок.

Российский посол напомнил, что после выполнения требований российской стороны Москва готова возобновить черноморскую инициативу. «Мы всегда готовы к общению с турецкими партнерами по данному вопросу», – добавил Ерхов.

Россия 17 июля отказалась продлевать зерновую сделку, заключенную при посредничестве представителей ООН и Турции. Это решение Москва аргументировала отсутствием прогресса в выполнении российской части сделки, которая предполагает переподключение Россельхозбанка к системе платежей SWIFT, облегчение страхования судов с зерном, восстановление работы аммиакопровода Одесса – Тольятти, снятие запрета на поставку запчастей к сельхозтехнике.

15 августа WSJ написала, что Вашингтон ведет переговоры с Анкарой, Киевом и другими восточноевропейскими государствами по созданию альтернативного маршрута транспортировки украинского зерна по реке Дунай и через Черное море в близлежащие порты Румынии, а оттуда в другие пункты назначения. План предусматривает к октябрю увеличение мощностей Украины по транспортировке с октября до 4 млн т украинского зерна в месяц по Дунаю. При этом издание подчеркивает, что новый маршрут станет более долгим и дорогостоящим, чем через Черное море во время действия сделки. Как передает WSJ, США рассматривают все потенциальные варианты, включая военные решения, для защиты судов, направляющихся в черноморские порты на Дунае. Но собеседник газеты не стал конкретизировать варианты и какие страны будут в них участвовать. Для обсуждения нового маршрута американские высокопоставленные чиновники провели переговоры с лидерами Украины, Молдавии и Румынии в румынском городе Галац 11 августа.

План США частично опирается на инициативу Евросоюза «Путь солидарности» для доставки украинского зерна через территорию Восточной Европы. В ноябре прошлого года Еврокомиссия на развитие инфраструктуры для этой цели выделила 1 млрд евро. С мая 2022 г. этот маршрут позволил Украине экспортировать 41 млн т зерна на мировой рынок, тогда как в рамках зерновой сделки Киев транспортировал 33 млн т, сообщает WSJ.

Американский план по созданию альтернативных маршрутов поставок украинского зерна скорее элемент политического пиара, он не заменит черноморскую инициативу, полагает эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер. По словам эксперта, на таких маршрутах не хватает персонала для проведения быстрых таможенных проверок, что приводит к росту цен на автомобильные и железнодорожные перевозки на европейском рынке. «Транспортная инфраструктура, зернохранилища восточноевропейских государств не рассчитаны на избыточный объем транзитных перевозок. Перегрузка приводит к проблемам для самих европейских компаний, работающих на экспорт и импорт», – сказал эксперт.

Поэтому, продолжает Брутер, в этом вопросе государства Восточной Европы будут выторговывать для себя от ЕС и США экономические преференции, так как не хотят брать на себя заботу о транспортировке украинского зерна за свой счет. При этом реализация альтернативных маршрутов, отмечает эксперт, выгодна Молдавии и Румынии: «Кишинев хотел бы замкнуть на себе часть потоков грузов и зарабатывать за счет использования своей недогруженной транспортной инфраструктуры. Другое дело, что и у транспортной сети Молдавии слабая пропускная способность». В то же время власти соседней Румынии не хотят, чтобы украинское зерно поступило на их рынок и конкурировало с местными производителями, напоминает эксперт.

Инициативы американцев по увеличению экспортных возможностей Украины через альтернативные маршруты предпринимаются параллельно с усилиями Турции и ООН по возвращению России к зерновой сделке. Ранее этот вопрос был одной из тем в ходе телефонных переговоров президентов России Владимира Путина и Турции Реджепа Эрдогана 2 августа. Они договорились детально обсудить этот вопрос при личной встрече. Как передают турецкие СМИ со ссылкой на дипломатические источники, встреча запланирована на конец августа.

Развитие внечерноморских путей поставок украинских зерновых не отвечает интересам Турции, указывает доцент кафедры теории регионоведения Московского государственного лингвистического университета Икбаль Дюрре. Во-первых, это не выгодно стране с экономической точки зрения: теряется часть грузопотока через контролируемые Анкарой проливы Босфор и Дарданеллы. Во-вторых, продолжает эксперт, властям выгодно восстановление черноморской инициативы, с тем чтобы сохранить отношения с Москвой и балансировать этим взаимоотношения с Западом.

При этом, по мнению Дюрре, одной из тем переговоров Турции с представителями США было участие турецких военных кораблей в охране гражданских судов, следующих по альтернативному маршруту в западной части Черного моря. «Анкара крайне не заинтересована брать на себя эту задачу в одностороннем порядке, что означало бы возможную вооруженную конфронтацию страны с Россией», – заключил эксперт.

Атаки украинских портов на Черном море и на Дунае, предпринятые Вооруженными силами России, были нацелены на склады с оружием, но могли нанести ущерб и портовым сооружениям, что ставит под вопрос возможность вывоза украинского зерна водными путями, говорит директор по развитию Фонда содействия технологиям XXI века Иван Коновалов.