Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации изучает особенности и налоговые инструменты динамичного технологического развития российских компаний.
В условиях глобальной технологической трансформации системное применение налоговых инструментов становится ключевым фактором ускорения инновационных процессов. Налоговые льготы оказывают многоплановое влияние на технологический суверенитет, способствуя снижению фискальной нагрузки и высвобождению ресурсов для инвестиций в создание прорывных технологий. Современная система налогового регулирования предоставляет компаниям инструменты для оптимизации затрат через учёт расходов на НИОКР с повышающим коэффициентом 2 (п.7 ст.262 НК РФ) и ускоренную амортизацию оборудования научного назначения с коэффициентом 3 (ст.259.3 НК РФ). Дополнительные возможности включают вычет 30% затрат на цифровизацию производственных процессов для предприятий обрабатывающей промышленности. Для резидентов особых экономических зон, включая «Иннополис», «Технополис Москва», «Дубна», «Алабуга», «Липецк», «Санкт-Петербург» предусмотрены уникальные условия: снижение налога на прибыль до 2% в федеральный бюджет и 0% в бюджет региона в первые пять лет, полное освобождение от имущественных налогов и упрощённый таможенный режим для импорта компонентов. Инвестиционная активность поддерживается механизмом амортизационной премии до 30% стоимости оборудования сроком службы от 3 до 20 лет (ст.258 НК РФ) и десятилетними налоговыми каникулами для стартапов, которые также получают льготные тарифы страховых взносов по ставке 7,6% вместо стандартных 30%. Венчурные инвесторы могут воспользоваться нулевой ставкой НДФЛ с доходов от продажи ценных бумаг высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в размере налоговой базы до 50 миллионов рублей и (ст.217 НК РФ). Для инвестора прибыль от реализации акций и долей российских компаний облагается по ставке 0%, если они находились в его собственности более 5 лет. Практическое применение этих мер демонстрируют кейсы ведущих компаний: «Яндекс» сократил налоговые платежи на 850 млн рублей в 2024 году за счёт инвестиционных вычетов в разработку ИИ-платформ, «Микрон» снизил затраты на импорт оборудования на 15% через механизмы особых экономических зон, а «Росатом» реализовал проект модернизации производственных мощностей с экономией 2,4 млрд рублей благодаря ускоренной амортизации. Резиденты ОЭЗ «Иннополис» в прошлом году увеличили объём инвестиций на 23%, создав 1 200 высокотехнологичных рабочих мест. Перспективы развития системы включают внедрение цифровых налоговых паспортов для ИТ-компаний к 2030 году с интеграцией в единую платформу «ГосТех», расширение перечня льготного оборудования в два раза за счёт включения роботизированных комплексов и систем искусственного интеллекта, а также создание единого реестра инновационных проектов с автоматическим доступом к преференциям. Действующие налоговые стимулы позволяют перенаправлять корпоративные ресурсы в исследовательские и внедренческие проекты, формируя основу для технологического суверенитета страны. Отдельное внимание уделяется поддержке малых технологических компаний приоритетных отраслей: специальные условия для компаний с годовым оборотом до 4 млрд рублей предусматривают упрощённый доступ к налоговым льготам при внедрении энергоэффективных технологий, включая 50% компенсацию затрат на модернизацию инфраструктуры, пониженную ставку по налогу на прибыль в региональный бюджет.
Разрабатываются единые стандарты налогового стимулирования для трансграничных технологических проектов: пилотная программа по синхронизации налоговых режимов с участием российских и казахстанских предприятий, создание «цифровых налоговых коридоров» с Китаем и Индией, что позволит компаниям-экспортёрам оперативно получать автоматический возврат НДС. Системное использование налоговых инструментов выступает ключевым фактором развития инновационной экономики и ускорении процесса коммерциализации разработок, позволяя значительно повысить уровень доверия со стороны бизнеса, что способствует долгосрочным инвестициям в научно-исследовательские разработки и технологической модернизации.
Профессор кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета, доктор экономических наук Рубан-Лазарева Наталья Владимировна