В ближайшие годы профессия школьного учителя может претерпеть радикальные изменения или вовсе исчезнуть в традиционном понимании. По мнению доцента Кафедры математики и анализа данных Финансового университета при Правительстве РФ Анны Овсянниковой, это связано с быстрым внедрением искусственного интеллекта (ИИ) в сферу образования, где привычные формы взаимодействия заменяются алгоритмическими помощниками, цифровыми кураторами и автоматизированными траекториями обучения. Вопрос больше не в том, заменит ли ИИ учителя, а в том, готовы ли сами педагоги меняться, чтобы сохранить актуальность.
По данным МТС и HSE EdTech, дети в возрасте от 10 до 17 лет проводят в интернете в среднем 5,2 часа в день. Из них около 2 часов тратится на обучение — просмотр роликов с объяснением сложных тем, самостоятельную подготовку к экзаменам через платформы вроде Foxford и Stepik, или взаимодействие с генеративным ИИ, например ChatGPT. Это уже больше, чем общее время очного взаимодействия со школьными учителями в течение дня.
Студенты тоже не отстают. В 2024 году 35% студентов российских вузов признались, что активно используют ИИ для написания эссе, анализа текстов и подготовки к сессиям.
Международная статистика добавляет тревоги. В Ливане 85% студентов используют ИИ в учебных целях. В Гонконге — 63%, в ОАЭ — 43%. В Финляндии и Эстонии запущены образовательные проекты, где учитель фактически превращается в навигатора — он не объясняет материал, а помогает выстраивать индивидуальный маршрут и корректировать его по мере продвижения.
Модель координатора или модератора знаний предполагает принципиально другую роль педагога. Он больше не является основным источником информации — этим занимается ИИ. Задача учителя — не передать знания, а помочь ученику правильно запросить их и выстроить осмысленную структуру образования. У такого специалиста важнее навыки soft skills и цифровая грамотность, чем академическое знание предмета.
Это может показаться фантастикой, но часть российской системы уже движется в этом направлении. Цифровизация, начавшаяся с внедрения электронных дневников и онлайн-досок, привела к созданию адаптивных систем оценки знаний и автоматических рекомендаций по дополнительным занятиям. На следующем этапе — автоматизация сопровождения образовательной траектории.
Средний возраст учителя в России — 53 года. У значительной части педагогов нет цифровых навыков, достаточных для управления ИИ-платформами, разработки цифрового контента или работы в команде с алгоритмами. Если не начать массовую переподготовку сейчас, через 10 лет некому будет работать в новых цифровых школах — потому что реальность потребует других компетенций.
Кроме функциональных задач, учитель в школе выполняет и воспитательную роль. ИИ не обладает эмпатией, не замечает тревожности, не умеет вдохновлять или хвалить с той интонацией, которая может изменить мотивацию ребёнка. Но мир идёт к рационализации образования. Будут ли эмоциональные аспекты потеряны — или переосмыслены — вопрос будущего.
По сути, учителя уже заменяют. Не полностью — но поэтапно. Сначала на подготовке к экзаменам. Потом — в проверке домашних заданий. Затем — в навигации и планировании. В итоге может остаться только модератор, владеющий искусством тонкой настройки цифровых помощников под нужды ученика.
Будущее образования требует от учителей не сопротивления, а эволюции. Смены роли. Перехода от транслятора знаний к архитектору пути, делает вывод Анна Овсянникова.