Современные студенты находятся на перепутье – с одной стороны манит перспектива финансовой независимости и опыта, с другой – давит груз лекций и экзаменов. Как найти золотую середину и не упустить ни один из ценных шансов? Обратимся к опыту и мнениям экспертов, а также статистике, чтобы расставить приоритеты.
Интеграция работодателей в образовательный процесс; путь к конкурентоспособности выпускников:
Одной из главных проблем, с которой сталкиваются выпускники при трудоустройстве, является отсутствие опыта работы. Об этом говорят данные Росстата: 28% выпускников испытывают трудности при поиске первой работы именно из-за этого фактора. Решение этой проблемы Финансовый университет при Правительстве РФ видит в тесном сотрудничестве с работодателями: активное взаимодействие с представителями реального сектора экономики и государственных структур становится ключевым фактором успешной подготовки современных специалистов. Подавляющее большинство образовательных программ, разработанных в партнерстве с работодателями, позволяют студентам учиться у практиков, знакомиться с требованиями рынка из первых рук и адаптировать свои знания к реальным задачам.
Связь с практикой – залог востребованности:
Присутствие работодателей в образовательном процессе делает обучение более интересным и ориентированным на практику. Студенты, погруженные в «производственные» процессы, гораздо лучше подготовлены к будущей работе, особенно на уровне магистратуры. Такой подход позволяет значительно сократить разрыв между теоретической подготовкой и потребностями рынка труда.
Однако, важно не только формальное присутствие работодателей в учебном процессе, но и их личный вклад в развитие студентов. Это реализуется через организацию мастер-классов, тематических встреч, открытых лекций от ведущих экспертов отрасли и предоставление студентам возможностей проходить стажировки и практику в профильных компаниях и государственных структурах.
Встречи с лидерами отрасли, готовыми делиться опытом, секретами успеха и поддерживать значимые проекты вуза, позволяют студентам получить ценные знания, вдохновение и мотивацию для дальнейшего профессионального развития. Такое тесное сотрудничество между Финансовым университетом при Правительстве РФ и работодателями формирует конкурентоспособных выпускников, готовых к решению сложных задач и внесению вклада в развитие экономики страны.
Реальные кейсы и языковая подготовка:
Вопрос о целесообразности работы для студентов – сложный и многогранный, требующий учета множества факторов. С одной стороны, финансовая независимость, приобретение практических навыков и социализация в трудовом коллективе безусловно являются ценными аспектами. С другой стороны, необходимо учитывать потенциальное влияние работы на успеваемость и эмоциональное состояние студентов, что отражается на формировании личности студента.
Заведующий Кафедрой английского языка и профессиональной коммуникации М.В. Мельничук акцентирует внимание на важной роли преподавателя в формировании мировоззрения и культурно-этических ценностей студентов. Она справедливо подчеркивает, что гуманитарное образование, в том числе изучение иностранных языков, является мощным инструментом социализации, формирующим историко-культурные ориентиры, культуру речевого поведения и позитивное взаимодействие. Преподаватели, как подчеркивает М.В. Мельничук, играют ключевую роль в этом процессе. Поэтому, принимая решение о трудоустройстве, студент должен тщательно взвесить все «за» и «против», учитывая потенциальное влияние работы на его образовательный процесс и личностное развитие.
Задача преподавателей – оказывать студентам поддержку и содействие в этом вопросе, помогая им найти баланс между учебой и работой, а также направить их на выбор деятельности, которая не только обеспечит финансовую независимость, но и будет способствовать их профессиональному и личностному росту. Доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации П.П. Ростовцева подчеркивает, что, «понимая потребности студентов, педагог сможет более точно сфокусироваться на тех областях, которые являются наиболее значимыми для профессионального роста будущих специалистов».
Кроме того, необходимо уделять внимание развитию языковых навыков в контексте будущей профессии. По словам П.П. Ростовцевой, «на занятиях целесообразно бо́льшую часть времени посвящать воссозданию реальных профессиональных ситуаций, в которых студентам может понадобиться использовать иностранный язык. Обсуждение профессиональной тематики, изучение необходимой терминологии, возможность озвучить свое мнение о проблемах в профессиональной сфере и вести конструктивный диалог в «безопасном» формате практического занятия – все это позволит будущим специалистам чувствовать себя уверенно при возникновении подобной ситуации в реальной жизни».
Баланс – ключ к успеху:
Итак, стоит ли студентам работать? Ответ – да, но с умом! Главное – это найти баланс между учебой и работой, отдавая предпочтение тому опыту, который напрямую связан с будущей профессией. Активное участие в образовательных программах, разработанных в партнерстве с работодателями, позволит студентам получить не только теоретические знания, но и практические навыки, необходимые для успешного трудоустройства. Помните, студенчество – это время возможностей. Используйте его с умом, чтобы построить успешное будущее и получить максимум удовольствия от жизни! И, как сказал мудрый Конфуций: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни».
Карапетова Ирина Николаевна, доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации