На современном этапе развития экономических отношений всех участников рынка как на внутреннем, так и в условиях трансграничных бизнес-проектов достаточно давно установились новые формы товарообменных операций, в секторе работ и услуг с применением цифровых способов взаиморасчетов по сделкам. Такая возможность появилась с развитием IT -технологий в области цифровизации процессов по созданию, обработке, хранению, передаче информации по средствам компьютерной техники, электронных устройств и разнообразных гаджетов, что существенно упрощает, ускоряет, удешевляет и повышает эффективность электронной торговли тоесть, электронной коммерции.
Экономическими субъектами участвующими в электронной коммерции по средствам маркетплейсов, онлайн-магазинов могут быть: юридические лица (business), потребители товаров, работ, услуг (consumer), представители государственных органов (government), а также физические лица (citizen). Примером тому могут быть: Wildberries; Ozon; ВКонтакте; Самокат; Юла и другие.
Таким образом образуются определенные взаимосвязи в электронной коммерции между субъектами экономических взаимоотношений в этой сфере экономики.
Выделяют определенные разновидности Е – коммерции:
B2C (Business-to-Consumer). Это наиболее распространенная форма ведения электронной торговли. Юридическое лицо реализует свои товары, работы, услуги, а потребитель этих предложений покупает их по средствам онлайн-платформ.
B2B (Business-to-Business). Данная разновидность Е – коммерции предусматривает обмен данными по средствам цифровых технологий между юридическими лицами.
B2G (Business-to-Government). Предусматривается участие предпринимателей в государственных закупка.
C2B (Consumer-to-Business). Оказание услуг физическими лицами удаленно, однократно, без оформления трудового договора.
C2C (Consumer-to-Consumer). Оказание услуг физическими лицами, многократно, без оформления трудового договора.
C2G (Consumer-to-Government). Такой способ взаимодействия предусматривает экономические взаимоотношения между государством и потребителями государственных услуг в части уплаты государственных пошлин, сборов, налогов, акцизов.
Возможности применения ресурсов электронной коммерции достаточно масштабны. Они применяются в области онлайн-магазинов, маркетплейсов, электронных аукционов, в области ритейла, агрегаторов для приобретения авиабилетов, бронирования гостиниц, в рекламе, интернет-маркетинге и т. д.
Особенно широко возможности Е -коммерции используются реализации и приобретении цифровой продукции, а также интеллектуальной собственности (подписки на цифровой продукт, программное обеспечение, аудио и видеопродукция). Также востребованы и цифровые услуги в части обучающих курсов, видеосвязи, удаленного хранения больших данных. К этой сфере можно отнести и область профессиональных услуг в части образования, ремонтов, редактирования текстов и другие. В современных условиях цифровизации вся банковская сфера использует ресурсы электронных цифровых платформ для проведения банковских транзакций и платежей. Возможности электронной коммерции позволяют эффективно автоматизировать и оптимизировать производственные переделы, логистические маршруты, грузовые перевозки, услуги в части юриспруденции и страхования, а также в курьерском секторе.
Эффективность электронной коммерции особенно проявляется в оптимизации расходов для ведения производственной и предпринимательской деятельности, в автоматизации всех процессов, а также оптимизируют затраты на содержание производственных помещений, офисов и необходимости содержания большого количества работников. Преимущества проявляется и в не ограниченном охвате рынков, аудитории, возможности оперативного анализа больших данных, стратегии развития, адаптации к изменениям.
Однако на ряду с широкими возможностями существуют и определенные ограничения связанные с рисками в вопросах защиты информации, персональных данных, интеллектуальной собственности, качества интернет-связи, законодательного регулирования электронной торговли, особенностей при проведении платежей.
Что касается развития рынка интернет-торговли в Российской Федерации, то за текущие десять лет он вырос по итогам 2024 года до 8,977 млрд. руб. в т.ч. локальный рынок составил 8,707 млрд. руб., трансграничная торговля составила 270 млрд. руб. В 2015 году объем интернет-торговли составлял 760 млрд. руб. в т.ч. локальный рынок составил 540 млрд. руб., трансграничная торговля составила 220 млрд. руб. Прирост объемов рынка электронной коммерции в Российской Федерации за десть прошедших лет составил более восьмидесяти процентов. Средствами расчетов в структуре платежей электронной коммерции выступали пластиковые карты, электронные платёжные системы и наличные средства. На долю электронных платежей приходилось более 91%, а доля наличных расчетов составила порядка 9%. Аналитические данные приведены на официальных сайтах ПАО Сбербанк, ВТБ, Альфа-Банк, Газпромбанк, Тинькофф банк и др.
Таким образом мы наблюдаем колоссальные темпы роста в сфере Е – коммерции на которые существенно повлияло развитие IT-технологий, искусственного интеллекта, цифровизации в мировой экономике по средствам неограниченного доступа ко всем группам товаров, работ, услуг с помощью электронных устройств, гаджетов, онлайн-платформ, электронных приложений, а также возможностей машинного обучения и влияния на потребителя персонализированной рекламы.
Валерий Иванович Хоружий, д.э.н., профессор кафедры налогов и налогового администрирования Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации