Федеральная налоговая служба является важнейшим органом для аккумулирования ресурсов с целью обеспечения расходной части бюджета по всем государственным расходам, программам, связанным со всеми отраслями экономики и социальной политики государства. За десять месяцев 2024 года в бюджетную систему нашего государства поступило сорок шесть триллионов рублей, что составляет порядка двадцати процентов прироста к аналогичному периоду 2023 года, в денежном выражении прирост составил порядка восьми триллионов рублей в составе бюджетных и не бюджетных фондов, причем показатели федерального бюджета приросли порядка тридцати процентов (повлияла ситуация с углеводородами, рост доходов по этой статье составил 44%). Что касается консолидированных бюджетов, то по этой статье рост доходов составил 11.7%. В этой связи нужно отметить серьезный рост НДФЛ, и он составил – 34%, на этот показатель повлиял фактор роста заработных плат, который выросли до 19% по году, а также рост выплат по дивидендам. По налогу на добавленную стоимость увеличение сборов составило 23%. При этом наблюдается рост выручки в секторе розничной торговли по показаниям контрольно-кассовых аппаратов, зарегистрированных в налоговых органах, и он составил 23% за 2024 год. С учетом годовой инфляции при таких показателях экономического сектора годовой прирост можно оценивать в объеме порядка 14%. По итогам 2024 года объем налоговых сборов составил 55,6 трлн. руб. Не смотря на международные санкции недружественных стран наша экономика показывает высокие темы роста, промышленный кластер показывает прирост порядка пяти процентов в год, что в два раза выше среднего показателя Европейского Союза. В основном отличились такие отрасли как: строительная; обрабатывающая и сектор оптовой торговли. В основном это вызвано появлением новых проектов, товаров и услуг необходимых бизнесу, что в свою очередь приводит к увеличению доходов федерального, региональных и местных бюджетов.
Хорошая динамика поступлений в бюджетную систему Российской Федерации наблюдается и в первом квартале 2025 года, которая составила 14,1 трлн. руб., что на 8,25% выше аналогичного периода прошлого года., из них в Федеральный бюджет поступило – 46,2%, в консолидированные бюджеты субъектов РФ – 29,7%, бюджеты государственных внебюджетных фондов – 24,1%.
На основании данных статистической налоговой отчетности, налоговые индикаторы экономики выглядят следующим образом: прибыль организаций 26,9 трлн. руб. -2,8%, на 01.10.2024 г. к 01.10.2023 г. г.; доходы организаций всего 631,5 трлн. руб. + 9,7% на 01.10.2024 г. к 01.10.2023 г.; объем налогооблагаемых доходов населения 16,7 трлн. руб. + 8,7% на 01.05.2025 г. к 01.05.2024 г.; количество компаний, участвующих в налоговом мониторинге составляет – 737 ед. + 29,8% январь-декабрь 2025 г.; количество индивидуальных предпринимателей – 4 635 тыс. ед. + 6,1% на 01.05.2025 к 01.05.2024 г.; количество самозанятых – 13 270 тыс. ед. + 29,3% на 01.05.2025 к 01.05.2024 г.; количество организаций 3 201 тыс. ед. – 1% на 01.05.2025 к 01.05.2024 г.; субъекты МСП – 6 750 тыс. ед. +2,9% на 01.05.2025 г. к 01.05.2024 г. Валовой внутренний/региональный продукт в 2024 году составил – 157 074 млрд. руб. – 113% в процентах к предыдущему году. Индекс промышленного производства в 2024 г. – 104,6% к предыдущему году. Оборот розничной торговли в 2024 г. – 55 589 млрд. руб. – 115% в % к предыдущему году. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) в 2024 г. – 30 428 млрд. руб. – 91% в % к предыдущему году. Среднемесячная начисленная заработная плата в 2024 г. – 87 952 руб. 119% в % к предыдущему году. Численность рабочей силы (экономически активного населения) в 2024 г. – 75 977 тыс. чел. 100% в % к предыдущему году. а уровень безработицы упал снизился до рекордных 2,3%, тогда как в странах Евросоюза и в США, наблюдается рецессия.
Не смотря на эскалацию экономической, военной и политической агрессии Евросоюза и США против Российской Федерации экономика нашего государства показывает устойчивый и динамичный рост ВВП, импортозамещения и стабильность национальной валюты.
Валерий Иванович Хоружий, д. э. н., профессор кафедры налогов и налогового администрирования Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации