Роль инновационной деятельности российских компаний для отечественного профессионального образования

Инновационность – стратегический и актуальный вектор развития отечественной экономики. Накопление инновационного капитала производств, развитие инновационных направлений экономической деятельности, формирование кадрового резерва с инновационным потенциалом – государственные задачи, обозначенные в ряде значимых правительственных документов (Прогноз долгосрочного развития…, 2013; Концепция технологического развития…, 2023 и др.), и одни из самых востребованных тем дискуссионных площадок в контексте экономических, политических форумов последнего времени.

Инновационная деятельность – прежде всего это качественное изменение действительности, благодаря чему происходит и качественное изменение себя как эксперта, то есть предполагается переход специалиста на иной, более совершенный уровень профессионального развития.

В этой связи, особое значение имеет термин «инновативность». Это уже больше про качество человеческого капитала, про характеристику, которой должен обладать каждый современный специалист. Инновативность, по оценкам многих экспертов, это многоаспектное и полиструктурное понятие. Оно означает умение или навык специалиста быть открытым и восприимчивым к новшествам, идти на риск, быть креативным, инициативным, обладать лидерским потенциалом, исследовательскими навыками, а также знаниями и компетенциями в области инновационной деятельности. Помимо этого, инновативность включает в себя и ценностный аспект. Инновативность должна быть ориентирована на созидание, гуманность и универсализм.

Чтобы открыть в себе и развить это качество, одних академических знаний или личностных свойств недостаточно. Необходимо визуальное подтверждение успешного примера инновационной деятельности. Важность примера или наглядного образа по-прежнему бесценна, как и много лет назад. Это золотое правило обучения, которое еще в XVII веке ввел Ян Амос Коменский, и с тем пор оно остается актуальным. Иными словами, идея о том, что, чтобы научить чему-то новому, нужно это продемонстрировать – вечна.

Представить эффект от репрезентации – нетрудно. 90% информации воспринимается через глаза. Поэтому эффект от увиденного превосходит иногда результат от прочитанного или заученного. Важно найти такой материал, которой бы отвечал всем необходимым требованиям преподавателей. Иными словами, говоря о практической реализации условий формирования готовности студентов к инновационной деятельности на первый план должен выходить успешный опыт инновационных практик отечественных компаний (ГК «Росатом», ПАО «Газпром», ПАО «Северсталь», ПАО СБЕР и др.).

Учитывая представленность контента об инновационной активности компаний в национальных социальных медиа (Rutube, ВК, Одноклассники, Дзен), влияние Интернета на развитие личности и индивидуальные особенности цифрового поколения, можно и нужно использовать потенциал социальных медиа с педагогическим замыслом, что целесообразно в перспективе переосмысления ценностей, незападной идеи решения общественно-политических проблем, когда вопросы смысла профессии и саморазвитие будущих специалистов становятся критическими, преломляясь в аспектах междисциплинарности, цифровизации и экзистенции.

Использование инновационного контента именно российских корпораций имеет определенное количество преимуществ:

– высокая актуальность и социальная значимость российских инновационных практик;

– добавление к академическим знаниям своевременного практического и патриотического контекста;

– эффект погружения и обретение социального опыта профессиональной деятельности;

– постижение смысла профессии и собственного вклада при познании мира реальной профессиональной деятельности;

– предоставление более широких возможности для получения знаний, инициации новых идей благодаря отсутствию ограничений во времени и пространстве;

– оперативность инновационного контента и его обновление;

– проникновение новых технологий в жизнь будущего специалиста, апеллирование к инновационному мышлению студентов, инновационной направленности, к проектированию собственного карьерного маршрута и др.

Итак, подводя итог, важно заметить, что транслируемые образцы инновационного поведения отечественных компаний создают особую социальную ситуацию развития, приобретения социального опыта и формирования образа жизни будущего специалиста с осознаваемой ценностью инновационной деятельности, превращаясь в эффективное ценностно-смысловое и субъектно-ориентированное средство формирования готовности студентов к инновационной деятельности, одновременно являясь внешним творческим ресурсом, источником освоения социальных ролей, обладающим большим учебно-воспитательным потенциалом и имеющим определенный характер воздействия на личность.

По мнению старшего преподавателя кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Яны Рупасовой, «российские компании, которые на регулярной основе публикуют инновационный контент о развитии внутри своих отраслей, технологиях и достижениях в национальных социальных медиа, на самом деле даже могут не осознавать до конца какое большое значение данный материал имеет для нас с точки зрения образовательных и воспитательных целей. Мы с оптимизмом смотрим на то, что и впредь нам будет предоставляться такая возможность своевременно знакомить студентов с наглядными примерами инновационного поведения и инновационной мысли отечественных корпораций, что, по нашим оценкам, самым позитивным образом сказывается на качестве профессионального обучения и подготовке будущих профессионалов к инновационной деятельности, а самое главное – является стимулом и вдохновением для инициации своей карьеры именно здесь, а не за пределами государства».

Другие пресс-релизы