Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации проанализировал современное состояние контрольной (надзорной) деятельности.
Вопросы совершенствования государственного контроля и надзора имеют огромное социальное значение в силу причин объективного характера. Повышение качества контроля над различными сферами общественных отношений, внедрение более гибкого подхода к проведению проверок и оптимизация структуры контрольных органов всегда вызывают интерес у общества.
Чтобы уменьшить административное давление на бизнес и сделать контроль и надзор более результативными и эффективными, государство принимает меры в рамках реформы контрольной (надзорной) деятельности.
Общее число проверок с 2019 года сократилось более чем в три с половиной раза: с 1,5 млн до 390,6 тыс. в 2024. В 2023 году 81 тыс. были плановыми, 271 тыс. внеплановыми. Мораторий на внеплановые проверки действовал до конца 2024 года, сейчас в стране сохранен мораторий на плановые проверки до 2030 года (он не распространяется на налоговые проверки, прокурорский надзор, проверки работы контрольно-кассовой техники и некоторые другие). Плановые могут проводиться только в отношении ограниченного количества объектов, в частности, отнесенных к категориям высокого и чрезвычайного высокого риска, это около 15% всех объектов. Внеплановые проводятся при срабатывании индикаторов риска нарушений обязательных требований. В 2023 году Правительство Российской Федерации завершило формирование реестра обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках видов федерального государственного контроля (надзора). Реестр является единой общедоступной платформой, на которой собрана информация обо всех обязательных требованиях к бизнесу, которые проверяются в рамках контроля (надзора) и при выдаче разрешений.
По официальным данным на протяжении последних пяти лет наблюдается не только существенное снижение общего количества проверок, но и структурные изменения, связанные с изменением правового регулирования (вступление в силу Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и введением моратория на массовые проверки, расширением риск-ориентированного подхода.
В 2023 году в четырнадцать раз или до 8 тыс. выросло количество проверок по индикаторам риска - их эффективность около 85%. Эффективность проверок по другим основаниям составила около 50%. Опыт применения в России проверок по индикаторам риска находится на этапе становления.
Индикаторов риска по всем видам контроля на сегодня насчитывается более 500, половина из них заработали в 2023 году, а треть была введена в 2024. В планах государства мониторинг индикаторов. Индикаторы риска разрабатываются органами контроля для каждого вида государственного контроля. С их помощью надзорные органы оценивают деятельность участников рынка и принимают решение о проведении того или иного внепланового контрольно-надзорного мероприятия.
Декан Юридического факультета Гульнара Ручкина отмечает, что эффективность проверок с применением индикаторов риска полностью себя оправдала. В дальнейшем необходимо совершенствовать систему самих индикаторов с учетом происходящих социально-экономических изменений и возникающих потребностей. На федеральном уровне необходимо утвердить перечни типовых индикаторов риска нарушения обязательных требований для каждого вида муниципального контроля. Это позволит контрольным органам выбирать подходящие индикаторы, учитывая особенности конкретного муниципального образования.
Представляется важным постепенный переход к формированию и функционированию единой системы контрольных (надзорных) органов в цифровом пространстве, включая возможность использования единых информационных технологий и цифровых платформ.
А развитие современных рейтингов контрольно-надзорных органов на основании отзывов позволит повысить эффективность их деятельности.
Ручкина Г.Ф.,
д.ю.н., декан Юридического факультета
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации