Современное состояние ротации в системе органов публичной власти: время перемен

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации проанализировал современное состояние ротации в системе органов публичной власти и пришел к выводам, что в настоящее время отсутствует правовое регулирования ротационных процедур на федеральном уровне в отношении военнослужащих, федеральных государственных служащих федеральной государственной службы иных видов в органах прокуратуры, в СК РФ (Следственном комитете РФ), в таможенных органах, войсках нацгвардии, в системе МЧС России (за исключением госслужбы в федеральной противопожарной  службе (ППС) и муниципальных служащих.

В законах субъектов РФ о государственной гражданской службе   и подзаконных актах высшего должностного лица субъектов РФ указаны категории служащих, подлежащих ротации в конкретном регионе, и план ротации. Порядок ротации не регламентирован. Региональное законодательство предусматривает ротацию не только руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, но и руководителей их структурных подразделений (отделов, департаментов, управлений и т.п.). Т.е. ротацию - в пределах всех групп должностей категории «руководители», которые осуществляют надзорные (контрольные) полномочия.

Законодательство регионов в данном вопросе не однородно. В одних субъектах РФ оно осуществляется только в законах субъектов РФ. В других –   в законах и актах главы региона. Есть субъекты РФ, где регламентация института ротации представлена только в региональных подзаконных актах.  А в Чукотском автономном округе – в Уставе данного округа. В ряде регионов в законах субъектов РФ о ГГС нет норм о ротации.  Но на практике в этих субъектах РФ она осуществляется через кадровый резерв.

Институт ротации муниципальных служащих не урегулирован, ни на федеральном уровне в ФЗ о муниципальной службе, ни на региональном - в законах субъектов РФ о муниципальной службе.  По данному вопросу принимаются только муниципальные акты органов местного самоуправления.  В них ротация применяется к категориям «руководители», «специалисты» и «обеспечивающие специалисты» высшей, главной, ведущей и старшей групп должностей, предусмотренные штатным расписанием».  В конкретных муниципалитетах эти категории и группы должностей разные. На практике институт ротации реализуется только в крупных муниципальных образованиях – муниципальных районах и городских округах.

Декан Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Гульнара Ручкина отмечает, что действующее законодательство нуждается в значительной корректировке правовых основ ротации разных видов публичной службы с точки зрения их единства и формирования общего института публичной службы. Для этого необходимо внести следующие дополнения и изменения. В ФЗ о системе государственной службы РФ: необходимо дать определение понятия «государственная служба иных видов», в нем указать в каких органах государственной власти она осуществляется. Необходимо принять отдельный федеральный закон о государственной службе иных видов РФ по аналогии в ФЗ о государственной гражданской службе. В нем установить правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной службы иных видов РФ, в том числе раскрыть и институт ротации, во исполнение ч. 3 ст. 2 ФЗ о системе государственной службы РФ. За основу можно взять нормы ФЗ о службе в органах внутренних дел (ОВД) о ротации.

На основании проведенного Финансовым университетом исследования и сделанных выводов, актуальны новые подходы к регулированию ротации гражданских служащих. Следует предусмотреть увеличение числа служащих, на которых распространяется обязательная ротация, то есть необходимо распространить установленный порядок осуществления ротации федеральных государственных служащих не только для руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции, но и в отношении других должностей федеральной государственной гражданской службы, замещение которых связано с коррупционными рисками.

Эти должности определены в Указе Президента РФ о перечне должностей федеральной государственной службы, по которым предоставляются сведения о доходах. К ним относятся должности всех видов государственной службы РФ, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает: осуществление функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций; предоставление государственных услуг гражданам и организациям; подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение квот, частот, участков недр и др.; управление государственным имуществом; осуществление госзакупок либо выдачу лицензий и разрешений;

Представляется важным установить возможность ротации и по инициативе госслужащих по таким основаниям как, получение нового опыта, продвижение по службе, овладение новыми компетенциями и по иным основаниям. Обеспечить возможность для гражданских служащих пройти необходимое обучение и поддержку для успешной адаптации к новым условиям работы.

Для подбора, развития и ротации кадров на государственной службе необходимо внедрить единую цифровую платформу, разработав критерии отбора, мотивации сотрудников с использованием нейросетей. На платформе создать цифровой профиль каждого госслужащего, в который вносятся достижения и компетенции сотрудника. Система должна основываться на принципах «равных возможностей, приоритета профессиональных знаний и квалификаций». В целях реализации общественного контроля за процессом ротации необходимо инициировать создание и ведение публичного реестра ротированных служащих на федеральном уровне и в субъектах РФ. А перед назначением на новую должность проводить проверку на наличие конфликта интересов на ней.

Ручкина Г.Ф.,

д.ю.н., декан Юридического факультета

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Другие пресс-релизы