«Использование искусственного интеллекта при обучении английскому языку в вузе»

«Искусственный интеллект не заменит учителя.

Но учителя заменит другой учитель, который умеет пользоваться технологиями искусственного интеллекта!»

Последние годы современное высшее образование ознаменовано невероятно быстрым ростом и совершенствованием технологий искусственного интеллекта (далее ИИ), которые кардинально меняют различные сферы образовательной системы – от преподавания общеобразовательных дисциплин и иностранных языков, до внеурочной воспитательной работы и студенческих развлечений.

Образовательный процесс и образовательные системы занимают особое место среди тех сфер, в рамках которых идет активное применение ИИ, поскольку признаются перспективной областью, в которой потенциал ИИ для модернизации, трансформации и даже революционизации традиционных педагогических практик является очевидным. В частности, в контексте обучения английскому языку как иностранному различные образовательные инструменты и приложения, работающие на базе ИИ, начали менять способы приобретения и совершенствования языковых навыков, методы преподавания и проверки знаний, а также дизайн учебных программ в образовательных учреждениях высшего образования.

Можно смело утверждать: новые технологии современного образовательного процесса бросили вызов и выдвинули новые требования как преподавателям, так и студентам. Как отмечает Лариса Миляева, доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат филологических наук, научные сообщества педагогов и методистов еще не завершили дискуссии о роли ИКТ и Интернет-технологий в организации учебного процесса, а на повестку дня уже выходят вопросы искусственного интеллекта как прямого помощника и создателя образовательного контента. Внедрение технологий ИИ в образовательный процесс свидетельствует о том, что перед преподавателями иностранного языка встали новые задачи: освоить специализированные навыки работы с технологиями ИИ, которые уже оказывают весьма серьёзное влияние на существующие практики и приемы организации учебного процесса при обучении английскому языку в аудитории.

Последние разработки в области ИИ и исследование применения этих технологий указывают на то, что роль педагога при использовании технологий ИИ подвергается значительным изменениям: прежде всего это происходит потому, ИИ может выполнять задачи, которые обычно ставятся перед преподавателями. Например, как утверждает автор данной статьи, доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации, кандидат филологических наук Лариса Миляева, уже сейчас существуют приложения на основе ИИ, которые могут предоставлять обратную связь, анализируя грамматический аспект письменных работ студентов без участия преподавателя. Искусственный интеллект может выступать как один из способов освоения практической и коммуникативной грамматики в контексте и в рамках индивидуального, персонализированного подхода. Помимо вышеупомянутых приложений, существуют приложения на основе технологий ИИ, направленные на совершенствование других языковых навыков (например, говорение) или на развитие коммуникативной компетенции (изучение определенного запаса слов и развитие навыка осознанного их употребления в конкретно заданном контексте).

Более того, такие приложения доступны и в мобильных версиях, что делает обучение удобным для студентов, предоставляя аутентичные условия для обучения и режимы самоконтроля.

В таком случае технологии ИИ можно рассматривать в качестве инструментального помощника как для учащихся, так и для преподавателей.

Интеграция технологий ИИ в обучение иностранному языку в высших учебных заведениях представляет собой сложный и весьма разнообразный «ландшафт» возможностей, но в тоже время является определенным вызовом для всех тех, кто работает в этой сфере.

С одной стороны, платформы с поддержкой ИИ предлагают персонализированный контент обучения, способствующий формированию индивидуальной траектории обучения, а также обеспечивают мгновенную обратную связь; все это направлено на удовлетворение разнообразных потребностей обучающихся. Такие платформы, как ВЗНАНИЯ и Socrative, предлагающие разнообразные упражнения и тренажеры, а также engVid (бесплатный сайт с видеокурсами от носителей языка, где уроки разделены по уровню сложности и снабжены тестами для самопроверки) весьма активно применяются преподавателями Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при правительстве РФ в процессе обучения студентов английскому языку. Преподаватели кафедры также активно работают в VR – лаборатории центра «КиберХаб» Финансового университета, в которой создано несколько интерактивных обучающих VR-локаций.

Подобные инновации повышают вовлеченность студентов в учебный процесс, позволяют улучшить результаты владения иностранным языком и получить качественное языковое образование, а также помогают оценивать знания учащихся и обеспечивают активное и продуктивное взаимодействие между преподавателями и студентами.

Однако, с другой стороны, неизбежно возникают опасения по поводу чрезмерной зависимости как студентов, так и преподавателей от технологий, возможной потери человеческого элемента (уменьшение роли преподавателя в образовательном процессе), на повестку дня выходят и этические вопросы, и проблемы конфиденциальности данных. Все это приводит к дискуссиям и дебатам о том, служит ли ИИ ценным активом или возможным вызовом для преподавателей и студентов в ходе изучения английского языка в высшей школе.

Бесценный опыт, накопленный преподавателями Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ, свидетельствует о том, что применение ИИ в рамках образовательного процесса приносит обучающимся ряд преимуществ: обеспечение содержательного общения, поддержка продуктивной командной работы, улучшение навыков говорения, развитие критического мышления через анализ понимания прочитанного материала и, конечно же, повышение уровня мотивации студентов.

И в качестве заключения: интеграция технологий искусственного интеллекта в процесс обучения английскому языку в высших учебных заведениях открывает новые горизонты для преподавателей и студентов, создавая уникальные возможности для персонализированного и эффективного обучения. Несмотря на возникновение ряда этических и практических вопросов, связанных с использованием технологий, достижения, полученные в результате их внедрения, демонстрируют значительное улучшение качества образования и вовлеченности студентов. Это динамичное развитие побуждает педагогическое сообщество искать баланс между использованием ИИ и сохранением человеческого аспекта обучения, что, безусловно, станет важным шагом в формировании будущего образовательной системы. В конечном итоге, успешное применение ИИ в образовательной сфере зависит от готовности всех участников процесса адаптироваться к изменениям и открыто обсуждать возникающие вопросы, что позволит максимально эффективно использовать потенциал новых технологий для достижения высокого уровня языковой подготовки студентов.

Миляева Л.В.,

доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Другие пресс-релизы