В настоящее время абитуриентов и студентов вуза условно можно отнести к поколению Z. Поколение Z – термин, применяемый в мире для поколения людей, родившихся в 1995-2010 годах. Создавая и улучшая эффективность системы образования, воспитания и социализации нового поколения, необходимо понимать социокультурную характеристику современного студента.
Для современного абитуриента и студента вуз – это комфортная среда для коммуникации со сверстниками и преподавателями. Именно в нем современное поколение видит пространство, в рамках которого его представители могут раскрыть свои таланты и творческий потенциал. Главное для них – это возможность найти и реализовать себя в профессиональной сфере.
Чем поколение «Z» отличается от предыдущих поколений?
Это дети цифровых технологий, цифровой среды. Цифровые сервисы и технологии — это неотъемлемая бытовая часть жизни. В отличие от других поколений, цифровые технологии окружают их с самого детства, а интернет – неотъемлемая часть жизни их родителей. Социальные сети для поколения Z – это неотъемлемая часть их жизни, однако они обеспокоены вопросами кибербезопасности, в том числе онлайн-мошенничества.
Представители поколения Z нацелены на получение действительно полезных знаний. При этом высоко ценят комфортность и безопасность образовательной среды.
Эксперты отмечают, что у современных студентов необходимо развивать следующие ключевые компетенции XXI века: креативность, критическое мышление, коммуникацию и кооперацию.
Поколение Z нацелено на успешную карьеру.
Поколение Z могут быстро найти любую информацию в сети «Интернет», поэтому не считают необходимым запоминать ее, так как она находится в свободном доступе. Однако часто представители этого поколения могут быть введены в заблуждение, так как в связи с огромным количеством информационных источников не могут быстро определить, какой из них является достоверным.
Представители данного поколения в меньшей степени обладают критическим мышлением.
Особенностью познавательной сферы поколения Z необходимо назвать клиповость мышления.
Поколение Z имеет свободное от границ мышление. Свобода мышления также заключается в том, что для них не являются авторитетными те субординационные границы, которые существовали и у представителей прошлых поколений: на всех уровнях характерны партнерские отношения.
Представители интернет-поколения многозадачны. Платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.
Представители поколения Z склонны к более острой конкуренции, при этом – конкуренции не корпоративной, а персональной. Поэтому одной из целей образовательного процесса является обучение кооперации.
Как отмечает эксперт Гульнара Ручкина, проведенный анализ имеющихся исследований по данной проблематике, в том числе проводимых в Финансовом университете, указывает на необходимость трансформации образовательного процесса, которая должна базироваться, в том числе, и на определенных особенностях:
Реализация учебных дисциплин должна осуществляться не только путем передачи конкретных знаний об объекте и предмете изучения, но и посредством развития в студентах навыков поиска информации.
Важно организовывать процесс реализации той или иной учебной дисциплины так, чтобы каждые пять минут было переключение источников данных. Указанное может достигаться путем использования видео-, аудио-материалов, игровых форматов проведения занятий.
Образовательный процесс должен быть нацелен на развитие критического мышления. Поэтому при реализации той или иной дисциплины необходимо рассматривать проблемные области с нескольких ракурсов. Большая часть практических занятий должно основываться на принципе поиска контраргументов найденному решению.
Необходимо внедрять принципы повторного обучения, которые могут заключаться в демонстрации студенту его первоначальных знаний, умений, навыков по дисциплине, его представлений о ней и конечных после завершения курса.
Таким образом, изучение характерных особенностей поколения обеспечивает понимание направлений совершенствования образовательного процесса. И если образовательная организация своим приоритетом видит качественное образование, то методы обучения, содержание и цели должны быть релевантными и привлекательными для соответствующего поколения обучающихся.
Ручкина Г.Ф.,
д.ю.н., профессор, декан Юридического факультета
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации