«Тот, кто учится не размышляя,
впадет в заблуждение.
Тот, кто размышляет, не желая учиться,
окажется в затруднении»
(Конфуций).
В данной статье мы продолжим размышлять о новых тенденциях в геополитике высшего образования, обратимся к такому фактору, как рейтинги и репутация университетов, которые в современных пост-пандемийных условиях стали выступать важным фактором экономического, социального и политического развития. Несмотря на то, что университеты по сути своей являются учебными (образовательными) заведениями, в современных условиях они также являются ключевыми игроками на глобальном рынке. Глобальные рейтинги, такие как QS World University Rankings, Times Higher Education (THE) и Academic Ranking of World Universities (ARWU), выступают в качестве индикаторов, которые полноценно отражают как академическую репутацию университета, так и научно-методический потенциал профессорско-преподавательского состава. Эти рейтинги оценивают университеты по различным критериям, включая научные достижения, качество преподавания, международное сотрудничество, инновации и социальное воздействие. С увеличением конкуренции университеты стремятся улучшить свои позиции и повысить показатели рейтингов.
С экономической точки зрения, университеты с высокими рейтингами привлекают значительные инвестиции, способствуют инновациям и вносят вклад в региональные и национальные экономики, обеспечивая подготовку высококвалифицированных выпускников, удовлетворяющих требования рынка труда. Университеты, занимающие высокие позиции в рейтингах, также часто становятся центрами исследований и инновационных разработок, содействуя партнерству с промышленностью и правительством, что приводит к созданию рабочих мест, развитию предпринимательства и новым технологическим достижениям.
Совершенно ясно, что вышеупомянутые показатели оказывают прямое влияние на экономическое партнерство и финансирование научных исследований учебного заведения, а также на международный поток студентов и преподавателей. Высокие позиции по показателям глобальных рейтингов позволяют учебным заведениям выступать в роли ведущих инновационных центров и привлекать большие потоки иностранных студентов, создавать выгодные партнерские отношения и получать солидное финансирование научно-практических проектов. С академической точки зрения, высокие показатели рейтингов побуждают университеты применять лучшие методы обучения, совершенствовать учебные планы и инвестировать в квалифицированный преподавательский состав. Учебные заведения, занимающие высокие позиции, согласно утверждению Ларисы Миляевой, доцента Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ, оказывают влияние на образовательные стандарты по всему миру, выступая в роли эталонов качества и инноваций. Их вклад в создание и распространение знаний способствует продвижению науки (как прикладной, так и гуманитарной) на глобальном уровне. И наоборот, низкие результаты рейтингов, ставят учебные заведения в невыгодное конкурентное положение на геополитической арене.
Тенденции современной геополитической динамики и показатели рейтингов определяют и репутацию университетов, т.е. уровень их глобального влияния на рынке академической силы и их возможности способствовать экономическому росту страны и ее международному положению. Ведущие университеты Великобритании, США, Австралии, благодаря своей репутации, привлекают ежегодно огромное количество иностранных студентов, развивают международное сотрудничество в области научных исследований, тем самым повышая авторитет стран на мировом уровне. Однако развитие тенденций современной геополитики высшего образования свидетельствует о том, что развивающиеся экономики, в частности, страны Азии (Китай, Сингапур и Южная Корея) также вкладывают значительные инвестиции в высшее образование, тем самым повышая международные рейтинги своих университетов. Так, например, Китай в рамках инновационных проектов «Проект «281» и «Проект 985» инвестировал большой объем средств в учреждения высшего образования, поднимая международные рейтинги, развивая научно-исследовательские центры и технологии, а также способствуя экономическому росту. Вышеупомянутые проекты являлись национальными стратегиями в рамках геополитики высшего образования и имели четко обозначенные цели. Так, «Проект 985» реализовывал такую стратегическую цель как развитие инноваций в сфере образования, повышение общего академического и научного уровня заведений высшего образования, а также привлечение и удержание лучших кадров.
«Проект 985» был запущен правительством Китая в мае 1998 года с целью развития и повышения рейтингов университетов Китая до мирового уровня. Название проекта связано с датой его объявления в мае 1998 года: 98 год; 5 месяц – 985. В рамках этого проекта 39 ведущих китайских университетов получили значительное финансирование и улучшили свою материальную базу, чтобы достичь поставленных в проекте целей. Среди основных целей проекта, упомянутых выше, также следует упомянуть следующие:
В рамках «Проекта» 211 (национальный инвестиционный проект Китая) реализовывались стратегические цели внутренней политики высшего образования, которые были сосредоточены на развитии общей инфраструктуры университетов, и государственных услугах в области высшего образования.
В 2016 году оба проекта были закрыты, а в 2017 им на смену пришел проект-инициатива «План создания университетов и академических дисциплин мирового класса» («Double First-Class Initiative»), основной целью которого было развитие университетов элитарного уровня с преподаванием академических дисциплин, позволяющих достичь уровня мировых стандартов к 2050 году. Этот проект-инициатива охватил не только 39 первоначально отобранных институтов, но и другие учреждения высшего образования, что позволило улучшить качество образования в стране в целом. В ходе реализации данного проекта уделялось внимание не только ключевым направлениям, но и смежным областям знаний, что способствовало более всестороннему научному развитию. Развивалась и улучшалась инфраструктура университетов, повышались исследовательские возможности, росла репутация университетов Китая среди международных академических кругов. Таким образом, проект не только повысил уровень образования в отдельных университетах, но и способствовал созданию более конкурентоспособной и инновационной образовательной системы в Китае.
Несмотря на официальное закрытие проектов 985 и 211, термины «Project 985» и «Project 211» все еще широко используются в отношении элитных университетов страны.
«Проект 985» и «Проект 211» сыграли первостепенную роль в преобразовании и повышении глобального статуса и качества исследований китайских университетов. Это помогло ряду этих учреждений войти в ряды лучших в мире и культивировать инновации, исследования и международное сотрудничество в рамках системы высшего образования Китая.
В заключение можно сделать вывод, что рейтинги университетов стали незаменимым индикатором их влияния на экономическое, социальное и научное развитие как на местном, так и на глобальном уровне. В современных условиях, как утверждает Лариса Миляева, доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации, кандидат филологических наук, высокая академическая репутация не только привлекает инвестиции и способствуют инновациям, но и определяет конкурентоспособность на международной арене. Примеры таких стран, как Китай, иллюстрируют, как стратегические инициативы в области высшего образования могут привести к значительным преобразованиям и улучшению позиций университетов в мировых рейтингах. Таким образом, университеты, стремящиеся к высоким достижениям, превращаются в ключевых игроков, влияющих на развитие новых технологий и формирование будущего общества, что подчеркивает важность продолжения инвестиций и реформ в этой сфере.
Лариса Миляева,
доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации