С 1 сентября 2025 года вступают в силу изменения о навязывании дополнительных услуг и товаров. Данные изменения касаются всех продавцов, владельцев агрегаторов и исполнителей, которые занимаются реализацией товаров, оказанием работ и услуг.
Так, до подписания договора и оказания основной услуги продавцы не могут предлагать дополнительные услуги или товары и выставлять за это счет. Впредь продавцы обязаны обновить все свои интерфейсы и убрать автоматические подписки и проставление «галок» при заключении договоров. Роспотребнадзор указывал на то, что многие продавцы злоупотребляют такими недобросовестными практиками как автоматическое проставление «галок» в заявлениях о заключении договоров. К примеру ранее, при приобретении товаров и услуг, зачастую можно было встретить уже автоматически проставленные «галки», оформленные скрытые подписки, навязанные страховки и прочие дополнительные опции. Наиболее часто подобные дополнительные услуги встречались при оформлении ж/д и авиабилетов, оформления потребительских кредитов и многое другое.
Со вступлением в силу изменений продавцы будут обязаны уведомлять потребителя о возможных дополнительных услугах и заключать с ними отдельное соглашение на такие услуги. При таких обстоятельствах продавцы не смогут выражать согласие за потребителя в другом виде и создавать такие условия, которые предполагают намерение потребителя приобрести дополнительные товары, работы или услуги. Таким образом, потребитель должен видеть на что дает свое согласие и на оказание какой дополнительной услуги он подписывает документ, отмечает Бердникова Анна, к.ю.н., доцент Кафедры правового регулирования экономической деятельности Юридического факультета Финуниверситета при Правительстве РФ.
Бердникова Анна также отмечает, что именно продавцы будут обязаны доказать наличие согласия покупателя на приобретение дополнительных услуг. Если, к примеру, продавец не убрал «галку» о дополнительных услугах, а покупатель не заметил и уже оплатил нежелаемую услугу, тогда он может требовать возврата ранее уплаченных денежных средств. С момента получения требования о возврате денежных средств за дополнительно навязанные услуги продавец обязан вернуть покупателю денежные средства в течение 3 рабочих дней. За несоблюдение условий продавцы могут быть привлечены к административной ответственности согласно пункту 2.1 ст. 14.8 КоАП, которая устанавливает штрафы для должностных лиц от 2000 до 4000 руб., а для юридических лиц – от 20 000 до 40 000 руб. Помимо этого, за бизнесом усилится контроль со стороны уполномоченных органов, таких как Роспотрбенадзор, Прокуратура и ФАС (Федеральная антимонопольная служба).
Для того, чтобы покупателю избежать дополнительных навязанных услуг, необходимо соблюдать несколько простых правил:
- внимательно ознакомится со всеми условиями, указанными в договоре;
- проверить наличие дополнительных условий, включенных в пакет услуги (автоматически проставленные «галки», оформленные подписки и т.д.);
- отказаться от услуги до момента ее оказания при обнаружении навязанных услуг;
- если же дополнительная услуга была оформлена и оплачена, обратиться с претензией к продавцу, а в дальнейшем в Роспотребнадзор, Прокуратуру или же суд при неразрешении спора.
Очевидно, что с каждым годом усиливается контроль за ведением бизнеса и навязыванием дополнительных услуг. Теперь закон четко регламентируют деятельность продавцов на оформление дополнительных услуг без согласия потребителя. Это позволит обеспечить свободу выбора покупателей и защитить их от недобросовестных продавцов и навязывания дополнительных услуг, в противном же случае предпринимателей ждут немалые штрафы и потеря доверия клиентов, - дополнила Бердникова Анна.