Анализ данных профильных образовательных платформ в сочетании с исследованиями динамики рынка трудовых ресурсов, проведенный доцентом кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ, кандидатом педагогических наук Еленой Стародубцевой позволяет сделать предварительный вывод о значительном росте интереса к изучению турецкого языка россиянами за последние годы. Сохранится ли этот тренд, будет ли он укрепляться и, если будет, то в какой степени? Пик роста пришёлся на 2022 год, когда, судя по числу запросов, желающих заняться освоением турецкого языка, стало в два раза больше по сравнению с предыдущим годом. По данным издания «Профи.ру» (ТАСС), пройдя этот пик восходящая динамика продолжилась и далее. Так, например, в Санкт-Петербурге потребность в репетиторах возросла на 21%, а в Екатеринбурге - на 39% только за первое полугодие 2024 года. Уверенное продолжение тенденции можно констатировать и в Новосибирске, где в 2025 году рост составил около 60% относительно 2024 года.
Согласно рыночным механизмам, подобное увеличение потребности закономерно приводит к расширенному предложению, что можно проследить на примере того, что число преподавателей и репетиторов турецкого языка в России в количественном отношении увеличилось в 2024 году на 39%.
Для ответа на вопрос об устойчивости такой тенденции можно привести данные об изменениях на рынке трудовых ресурсов. HeadHunter и Trends/«Т—Ж» оценивают возрастание количество вакансий, требующих владения турецким языком на 50% за период с 2021 по 2025 годы. Используя методику оценивания открытых данных с образовательных платформ («Профи», «Авито Услуги»), статистические показатели HeadHunter и федеральных СМИ, приходится признать такой рост достаточно стабильным.
Аналогичный результат дает и анализ косвенных показателей. Очевидно, что специалисты со знанием турецкого языка требуются на растущем рынке сделок с недвижимостью в Турции, а также в условиях повышения активности культурных центров и расширения туристического потока. Таким образом, при отсутствии всесторонней официальной статистики, для формирования максимально широкой панорамы использовались сопоставимые данные и прокси-методы.
Инструментальный характер мотивации к освоению иностранных языков в принципе и, в частности турецкого языка, в последнее время наглядно подтверждает возрастная и социальная структура изучающих его. Устойчивое преобладание среди них основной группы взрослых от 25 до 44 лет находится в тесной взаимосвязи с мотивацией, вызванной работой с турецкими партнёрами. Немаловажными также являются потребности в языке при смене места жительства и зачастую связанной с этим покупкой или арендой жилья.
Отдельной важной причиной для изучения турецкого может считаться стремительно развивающаяся отрасль туризма и связанной с ней сферой сервиса, в которых активно работают российско-турецкие компании. Тесно связаны с этим расширение религиозно-культурных связей и инициатив по межкультурному взаимодействию между Турцией и такими российскими регионами как, например, Татарстан. Казань активно включается в культурно-образовательные проекты, расширяет экономические связи с Турцией, что создаёт благоприятный фон для дальнейшего укрепления позиций турецкого языка.
Но и в других регионах заметна динамика роста интереса к турецкому языку. В 2024 году среди лидеров этого роста выделяются Санкт-Петербург и Екатеринбург. В начале 2025 года стала заметной тенденция к увеличению внимания к турецкому языку в Новосибирске. И, конечно, Москва, как столичный регион, возглавляет общероссийскую тенденцию, особенно заметную с 2022 года.
Турецкий язык изучают в ряде ведущих вузов, включая МГУ, МГИМО, СПбГУ, РГГУ, ВШЭ, а также в региональных университетах, таких как КФУ, БашГУ и ИнгГУ, на факультетах филологии, востоковедения, международных отношений и перевода. В Финансовом университете при Правительстве РФ Центр инновационных образовательных и языковых стратегий «Диалектум» предоставляет возможность изучать турецкий язык как студентам университета, так и всем желающим, что позволит с комфортом путешествовать или найти высокооплачиваемую работу. Сериалы, туризм и бизнес превратил турецкий языки из экзотики в практичный востребованный навык.