Представьте, что вы студент, пытающийся освоить что-то новое, но у вас ничего не получается. Вы можете чувствовать замешательство, потому что не совсем понимаете, что происходит, или беспокоиться, потому что боитесь потерпеть неудачу. Это может привести к тому, что вы вообще перестанете пытаться обучаться, капитулируете, что несправедливо.
Преподаватель Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ Хубэрт Лисовски, который давно исследует эту проблему, объяснил, почему студенты так легко сдаются. Он говорит, что когда студент сталкивается с чем-то сложным и не знает, как справиться, он начинает нервничать и паниковать. Если студент понимает, что может потерпеть неудачу, ему становится еще страшнее, и его самооценка может упасть. Вместо того чтобы попытаться разобраться и решить задачу, студент боится неудачи и не хочет действовать. Этот страх делает задачу еще сложнее, и риск кажется еще больше. Хотя этот страх часто остается незамеченным, он сильно влияет на то, как студенты принимают решения.
Доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ Галина Дубинина отмечает, что изучение иностранного языка, особенно в профессиональных целях, часто вызывает когнитивную капитуляцию. Английский язык сегодня остается языком межнационального общения, и трудно найти учебную дисциплину, в которой не присутствовали бы англоязычные термины. Чтобы освоить профессиональную терминологию, студентам недостаточно просто знать язык. Им нужно разбираться в учебной дисциплине на глубоком уровне. Если возникают трудности, у них может возникнуть ощущение беспомощности и поражения в учебе. В этом случае кто-то капитулирует, а кто-то ищет обходные пути. Во втором случае существуют несколько вариантов развития событий:
- Студент откладывает выполнение заданий, пропускает занятия и отвлекается на посторонние дела.
- Студент лишь механически запоминает факты, не пытаясь вникнуть в их суть.
- В некоторых случаях студент прибегает к академическому мошенничеству: использует шпаргалки, допускает плагиат. Плагиат или списывание часто идут рука об руку с мыслью, что ты не способен справиться с учебой. Сегодня студенты сплошь и рядом применяют искусственный интеллект, электронные средства или другие инновационные способы обмануть преподавателя.
Но разве не стоит задуматься о том, как мы используем новые технологии? По данным РИА НОВОСТИ, 79% студентов считают приемлемым использование нейросетей для подготовки к экзаменам и выполнения учебных работ. Каждый четвертый студент признает, что применял нейросети на экзаменах. Среди студентов больше всего популярен ChatGPT, он примерно в два раза популярнее DeepSeek.
Ученые и преподаватели с критическим оптимизмом относятся к искусственному интеллекту и признают, что у него есть свои плюсы. Как мы можем гарантировать, что технологии будут служить на благо, а не во вред? Важно разграничить академическое мошенничество и инновационное использование технологий. Разве не должны мы стремиться к тому, чтобы наши студенты развивали критическое мышление и самостоятельность? Преподаватели призваны обучить студентов правильному использованию ИИ в качестве инструмента для обработки информации, ускорения процесса написания текстов, для создания изображений и структурирования данных.
А как иначе мы сможем подготовить их к реальному миру, где технологии играют все более значимую роль? А вот интерактивное общение, погружение в контекст специальности на занятиях с необходимостью спонтанно выполнять задания, требующего критического осмысления, смогут обеспечить неподготовленное общение на иностранном языке.
Несколько советов как преодолеть когнитивную капитуляцию:
Избавьтесь от неопределенности: обратитесь за помощью, найдите дополнительные источники информации и убедитесь, что вы полностью понимаете тему.
Думайте по-другому: если что-то не получается, смотрите на это как на шанс научиться чему-то новому и стать лучше, а не как на конец чего-то важного.
Перестаньте бояться: не позволяйте думать о себе негативно и помните, что ошибаться нормально для всех людей.
Итак, когнитивная капитуляция не приговор, и любой студент, приложив усилия, сможет ее преодолеть.