Коворкинги в вузах: новый «университетский мотор»

В последние годы российские университеты все больше превращаются из закрытых аудиторий в открытые площадки для совместной работы и стартапов. Так, в 2019 году при поддержке Минобрнауки и АСИ в 41 вузе страны появились университетские «Точки кипения» – пространства для коллективной работы, где студенты могут опробовать современные формы обучения и обмениваться опытом [1]. Так, заместитель министра Гуров Г.А. отмечал, что по итогам опросов «мы неоднократно получали запрос студентов на создание новых пространств для коммуникации и проектного творчества» – и за счет конкурсов, таких как «Твой ход» на платформе «Россия – страна возможностей», студенты сами проектируют идеальные коворкинги в своих вузах [2].

Воронка инноваций выстраивается так: коворкинг превращается в «трамплин» для студенческих стартапов и первых профессиональных шагов. В Финансовом университете при Правительстве РФ созданы уникальные лаборатории и современные коворкинги. Как отмечает доцент кафедры психологии и развития человеческого капитала Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н. Вешкурова А.Б., такие пространства становятся не только учебными, но и психологическими «зонами роста», где студенты пробуют себя в новых ролях и получают первый опыт профессиональной социализации.

По итогам опроса FinUni, каждый пятый студент видит себя предпринимателем [3]. Уже в период обучения авторы лучших идей запускают реальные продукты: на Дне открытых дверей выпускники представляют мобильные приложения и платежные технологии, разработанные в таких лабораториях. Аналогичным образом Пермский государственный университет в рамках проекта «Космос развития» открыл креативный коворкинг «Космодром» для стартапов в сфере креативных индустрий, а «Паркетка» – для музыкальных и арт-проектов (финансирование по «Приоритету 2030»). Университеты все чаще создают кураторы предпринимательских клубов и инновационные хабы, где студенты могут подготовить презентацию или провести хакатон.

Государство уверенно поддерживает студенческие коворкинги. В 2022–2024 годах на создание 60 «предпринимательских Точек кипения» было выделено 210 млн. руб., каждая площадка получила около 3.3 млн.руб. На этих площадках уже прошло свыше 2000 мероприятий, их посетили порядка 39 000 человек — студентов, преподавателей и экспертов. В 2025 году развитие продолжается через механизм программы «Приоритет-2030» и гранты от Минобрнауки [4].

Опросы показывают: более половины студентов планируют использовать открытые коворкинги для учебы и проектной работы [2], а значит, спрос на такие пространства есть. Выпускники вузов, где внедряют коворкинг-культуры, пользуются доверием работодателей: в Финансовом университете каждый год выпускаются около 16 000 специалистов, 90% из которых находят работу уже во время учебы или в течение 2 месяцев после выпуска, что показывает эффективность практико-ориентированной среды.

При условии активного сотрудничества академического сообщества и бизнес-партнеров коворкинги могут способствовать росту вовлеченности учащихся в исследовательскую и стартап-деятельность. В ближайшие годы нас ожидает новая волна экспериментов: эффективность каждого такого пространства будет зависеть от того, насколько удачно будет сочетаться помещение, цифровые сервисы и насыщенность программы событий.

Доцент кафедры психологии и развития человеческого капитала Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н. Филимонова И.В. подчеркивает, что перспективой использования студенческих коворкингов можно назвать следующие направления:

- социально значимые проекты: студенты могут использовать эти пространства для организации и управления проектами в сфере общественных услуг или социального предпринимательства, развивая культуру благотворительности и решения социальных проблем в рамках государственной программы «Обучение служением» [5], в которой студенты реализуют социально значимые проекты, используя свои профильные знания и навыки для достижения конкретных образовательных и социальных результатов. Программа «Обучение служением» помогает реализовать пункт 1б Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», касающийся «раскрытия потенциала каждого человека, развития его талантов, а также воспитания патриотичных и социально ответственных граждан», и студенческие коворкинги как нельзя лучше подходят для организации управления социальными проектами.

- хакатоны и конкурсы: университеты могут использовать коворкинги для проведения хакатонов, конкурсов по программированию или других интеллектуальных состязаний, создавая среду, благоприятную для творчества и быстрого создания прототипов.

- студенческие коворкинги с применением технологий виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR) могут значительно обогатить процесс иммерсивного обучения и моделирования в различных областях знаний. К примеру, студенты-медики могут использовать VR для практики хирургических процедур в виртуальной среде, что позволит им отрабатывать навыки без риска для пациентов, а студенты-архитекторы могут использовать VR для создания и визуализации своих проектов в 3D-пространстве, что позволит лучше понять масштаб и дизайн.

Для широкой аудитории - абитуриентов, их родителей, студентов и преподавателей - важно понимать: коворкинг в вузе перестает быть просто офисом со столами. Это новый «мотор» университетской жизни - место, где встречаются учеба, творчество и предпринимательство. Он способствует тому, чтобы студенты не ждали диплома для старта проекта, а начинали преобразовывать знания в инновации уже во время учебы. Поддержка государства и партнеров, объединенная с энтузиазмом молодежи, превращает университетские коворкинги в центры практического обучения и инноваций – ключевой драйвер цифровой экономики и технологического развития России.

Другие пресс-релизы