В последнее время развитие технологий искусственного интеллекта, особенно с появлением Chat GPT и его аналогов, стало важной темой в языковом образовании. Создание и внедрение искусственного интеллекта преобразует нашу жизнь и общество во многих отношениях. При этом высшее образование не является исключением. С теоретической точки зрения этот инструмент можно рассматривать как ценный ресурс для повышения эффективности в изучении иностранного языка. С другой стороны, сохраняется значительный пробел в понимании практической реализации и эффективности Chat GPT для достижения максимально положительного влияния на качество овладения студентами иностранным языком.
Условно-генеративный предварительно обученный преобразователь или ChatGPT способен синтезировать большие объемы текста и создавать контент. Профессиональное педагогическое сообщество обеспокоено проблемами разграничения авторства студента и искусственного интеллекта. Более того, беспокойство вызывает и снижение роли традиционных человеческих когнитивных усилий в процессе обучения с использованием «угодливого помощника». Как же не вспомнить предупреждение знаменитого лингвиста Наома Хомски о том, что продукт, полученный студентами от Chat GPT, есть не что иное, как высокотехнологичный плагиат, а его использование есть способ избежать обучения?
Следует упомянуть, что обучение является сложным многоаспектным конструктом, предполагающим использование когнитивных, эмоциональных, коммуникативных навыков, которые приобретаются не в готовом виде, а формируются в процессе творческого познания сущности вопроса или явления. В процессе концептуализации получаемой фактической информации формируются собственные представления студента как результат осознанного использования индивидуально эффективных когнитивных стратегий.
Итак, без целенаправленного самостоятельного поиска, восприятия и переработки учебной информации, которые обеспечиваются когнитивными, волевыми психическими и эмоциональными процессами, обучение не может быть полноценным. Если студент не понимает принципов поиска учебной информации, средств аргументации, собственных риторических стратегий и делегирует эти функции искусственному интеллекту, реализовать себя с профессиональной точки зрения он сможет только в условиях транзакционной среды или культуры быстрых вопросов и быстрых ответов.
Несомненно, остановить технологический процесс невозможно, и сфера высшего образования претерпевает цифровую трансформацию. Что касается использования Chat GPT, преподаватели иностранного языка должны контролировать и направлять диалог студентов с искусственным интеллектом, нейтрализовать его негативные последствия. Необходимо постоянно искать новые формы работы, которые позволят использовать Chat GPT максимально эффективно и благотворно.
Ценность Chat GPT, как и любого инструмента, состоит в том, как и в каких целях, он применяется. Обратимся к статистике, которая покажет нам, как на современном этапе используются Chat GPT и его аналоги студентами (32 человека), изучающими иностранный язык в вузе.
Не трудно заметить, что из 32 студентов искусственным интеллектом пользуется 29 человек, при этом 78% студентов используют чат-бот практически всегда, а 75% высоко оценивают его полезность. Интересен тот факт, что только три человека считают бесполезным для себя Chat GPT и соглашаются с тем, что это не соответствует критериям академической честности.
Настораживает то, что студенты практически не используют чат-бот для выполнения репродуктивных видов заданий, где Chat GPT был бы настоящим другом! Этот ресурс можно эффективно использовать в работе над произношением, грамматикой и изучением профессиональной терминологии. При этом большинство из них делегируют выполнение заданий продуктивного вида, творческого характера искусственному интеллекту. И это печально! Те виды заданий, выполнение которых требует максимальных когнитивных усилий (поиск информации, резюмирование, подготовка эссе, докладов и презентаций, ролевых игр и решение кейсов на иностранном языке) в значительной степени поручены чат-боту. Стоит заметить, что «любезный друг чат-бот» часто подводит студентов, предлагая им неизученные термины, словосочетания и понятия на английском языке, искажает логику изложения материала.
В настоящее время доступ к Chat GPT ограничен со стороны его создателей Open AI. Однако, есть доступ к другим вариантам, таким как GigaChat, SberGPT, YandexDPT и т.д.
По мнению доцента Кафедры иностранного языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ Белогаш Марины Анатольевны, педагогическому профессиональному сообществу необходимо изучать преимущества и недостатки использования искусственного интеллекта в образовании и добиваться сознательного отношения студентов к собственному обучению, овладению профессиональными знаниями и умениями.