Особенность предварительных решений по применению методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию

Порядок выдачи предварительных решений применяется на основании порядка, утвержденного приказом Минфина России от 18 июля 2022 года, номер 111 Н. Данный порядок устанавливает правила принятия и выдачи предварительного решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости, ввозимых в Российскую Федерацию, а также принятие решения о прекращении действия предварительного решения. Данный порядок вступил в силу с 20 ноября 2022 года и в настоящий момент можно констатировать широкое практическое применение о выдаче предварительных решений по заявлению, принятых Федеральной Таможенной Службой России. На протяжении всего периода применения данного института было выдано 4 предрешения, о применении метода определения таможенной стоимости в ситуациях, которые регламентирует данный порядок, а также были отказы в рассмотрении заявлений в связи с отсутствием оснований.

Особенности применения данного порядка и выдачи предварительных решений регламентирует нормативная база принятия предварительных решений, а также выдача, отказы либо прекращение действия выданного предрешения. Данные предварительные решения принимаются Федеральной Таможенной Службой России в случае поступления соответствующего заявления. Предварительные решения выдаются в установленный срок, который определен 30 рабочих дней. Но при подаче заявления, необходимо соблюдать требования законодательства, при котором, может быть выдано предварительное решение.

Предварительные решения выдаются, если заинтересованным лицом, декларантом поступило соответствующее заявление в установленном порядке. В данном случае заявление может быть подано при соблюдении следующих условий: во-первых товары ввозятся на таможенную территорию в рамках исполнения внешнеторгового договора контракта купли-продажи; во-вторых, должны быть договорные отношения между покупателем товаров, то есть импортером, и лицензиаром на предоставление правообладателям лицензиату прав на использование объекта интеллектуальной собственности, за которые правообладатель, пользователь обязан или имеются обязательства по уплате лицензионных платежей за предоставленные права на использование объектов интеллектуальной собственности. И третье условие. Декларант считает, что данные лицензионные платежи не подлежат включению в структуру таможенной стоимости. При таких обстоятельствах декларант имеет право заполнить заявление и его подать в установленном порядке, а предварительное решение таможенный орган рассматривает на предмет соблюдения условий, установленных Таможенным Кодексом, в части, сороковой статьи. Это условия, при которых лицензионные платежи подлежат включению в структуру таможенной стоимости. Дается оценка этим всем обстоятельствам. Если условия законодательства соблюдены, таможенный орган выдает предварительное решение и указывает, что лицензионные платежи подлежат включению в структуру таможенной стоимости. Если условия не соблюдаются, соответственно, выдается предварительное решение, в котором указывается, что в рамках таких договорных отношений лицензионные платежи не подлежат включению в структуру таможенной стоимости товаров.

Данная норма закона регламентируется пунктом 1 статьи 39 Таможенного Кодекса ЕАЭС, при этом оценивается документальное подтверждение заявленных сведений в отношении лицензионных платежей. Поэтому соответствующие документы должны подаваться вместе с заявлением представлены в таможенный орган.

В целях принятия предварительного решения таможенным органам декларант-заявитель представляет в Федеральную Таможенную Службу данный пакет документов посредством личного кабинета: заявление установленного образца; документы на основании которых у декларанта возникают обязательства уплаты лицензионных платежей; контракт купли-продажи товара; документы подтверждающие право на объекты интеллектуальной собственности, суммы лицензионных платежей, расчетов и др.

Декларант формирует и размещает пакет документов в электронном формате, по средствам электронной связи. В случае невозможности осуществления электронного взаимодействия, такое заявление вместе с пакетом документов может быть подано на бумажном носителе. Предварительное рассмотрение и решение выдается таможенным органам не позднее 30 календарных дней.

При этом никаких дополнительных запросов о предоставлении документов, сведений в отношении предварительного заявления и выдачи предварительного решения, в рамках выдачи предварительного решения таможенный орган не осуществляет.

В случае предоставления не полного пакета документов таможенный орган откажет в выдаче предварительного решения.

Важно отметить, что предварительное решение принимается таможенным органом, не позднее 30 календарных дней, и носит для декларанта рекомендательный характер. Для декларанта, предварительное решение, не может быть обязательным, поскольку декларант может не согласиться с выданным решением либо обжаловать решение в судебном порядке.

Такой порядок получения предварительного решения является весьма значимым и существенно облегчает взаимодействие участников внешнеэкономических отношений с таможенными органами, также позволяет заинтересованным лицам при наличии заключенного контракта на ввоз товаров, лицензионных договорных отношений, уплаченных лицензионных платежей не включать лицензионные платежи в расчет таможенной стоимости, а также избегать излишних дополнительных проверочных мероприятий со стороны таможенных органов. Определение позиции таможенного органа на старте таможенных процедур по вопросу включения, лицензионных платежей в расчеты таможенной стоимости товара позволяет оптимизировать временные, финансовые ресурсы участников внешнеэкономической деятельности, а также избежать судебных разбирательств считает Хоружий Валерий Иванович, профессор кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Что касается отказа таможенным органом в рассмотрении заявления при наличии обстоятельств связанных с отсутствием документов у заявителя, на основании которых предусмотрены лицензионные обязательства по плате лицензионных платежей либо не представлены документы в электронный архив документов декларанта или декларант их не разместил в электронный архив документов декларанта, в таком случае таможенный орган откажет в рассмотрении заявления, и такой отказ он направит в течение 15 дней. Если же

в течение 15 дней таможенный орган не отказал в рассмотрении заявления декларанту, можно ожидать получения предварительного решения в отношении расчета таможенной стоимости. Так же необходимо отметить, что отказ в рассмотрении заявления, не препятствует повторному обращению заявителя и заинтересованное лицо, может повторно обратиться за выдачей предварительного решения.

При получении предварительного решения, для целей декларирования товаров, необходимо указывать предварительное решение в 44-й графе декларации на товары под соответствующим кодом, который регламентирован классификатором решений, данная норма закона регулируется статьей 378 решения коллегии Евразийской экономической комиссии, необходимо указывать соответствующие реквизиты документов. Механизм принятия предварительных решений по применению методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию изображён на слайде №1.

Механизм принятия предварительных решений по применению методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию / Источник: официальный сайт ФТС

В рамках контрольных мероприятий, проверки декларации, таможенный орган устанавливает факт наличия предварительного решения посредством обращения в свою информационную систему. Если такое решение выдано, соответственно, дальнейших выяснений со стороны контрольного органа не последует.

Прекращение действия предварительного решения, может быть вызвано в случае, при проведении таможенного контроля, в случае представления недостоверных документов, сведений либо ошибки в декларации, что приведет к прекращению действия предварительного решения.

Институт предварительных решений по применению методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию стран участников Евразийского Экономического Союза реализован в Республике Казахстан.

В других государствах, которые образуют евразийское экономическое пространство, таких институтов на сегодняшний момент не создано.

Как отмечает Хоружий Валерий Иванович, профессор кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, вызвано это тем, что имплементация института предварительных решений по применению методов определения таможенной стоимости товаров в части включения лицензионных платежей, при ввозе товаров на территорию стран участников Евразийского Экономического Союза является сложным правоприменительным процессом как для таможенных органов, так и для декларантов осложняется. Тем не менее Российский опыт внедрения механизма принятия предварительных решений по применению методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, определяется участниками внешнеэкономической деятельности как целесообразный и эффективный.

Другие пресс-релизы