Как студенты оценивают гуманитарное образование сегодня: аналитический взгляд

Гуманитарное образование долгое время воспринималось как основа интеллектуального развития, эрудиции и способности критически мыслить. Однако, меняющийся мир, цифровизация и динамика рынка труда заставили студентов иначе взглянуть на традиционные учебные программы. Современный студент хочет видеть прямую связь между образованием и возможностью его практической реализации.

Основные критерии, по которым студент оценивает практическую ценность образования: перспектива проектной работы и доступ к решению реальных кейсов; взаимодействие с образовательными и медийными институтами; возможность стажироваться в рамках выбранной специальности.

Сегодня удовлетворенность студентов становится важным индикатором того, насколько вузы умеют адаптироваться к новой реальности.

Если обучение строится исключительно вокруг теории без её «приземления» на практику, удовлетворённость заметно падает. Гуманитарное образование воспринимается как интеллектуально интересное, но недостаточно «жизнеспособное» в карьерном плане.

Для гуманитарных направлений особенно важна личность преподавателя. Он задаёт тон дискуссии, формирует культуру анализа и аргументации, вдохновляет, или, наоборот, демотивирует.

Эти умения студенты считают особенно значимыми.

Если преподаватель воспринимается проводником живой мысли, гуманитарное образование начинает работать так, как оно было задумано: оно формирует интеллектуальную гибкость и культуру мышления.

По мнению Евгении Ненюк, старшего преподавателя Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ, студенты опосредованно приходят к выводу, который сделал Аристотель: "Знание без действия бесполезно." И в данном контексте очень важно истинное понимание этого изречения. Вот тут задачей преподавателя гуманитарных дисциплин является объяснить и доказать, что знание гуманитарных предметов также может привести к действию, если это знание правильно применить.

Сегодня даже самые изысканные гуманитарные курсы теряют свой потенциал, если учебная среда не соответствует ожиданиям «цифрового поколения». Студенты ждут удобных онлайн-платформ, доступа к электронным библиотекам, современных рабочих пространств, мультимедийных возможностей. Комфортная и технологичная инфраструктура усиливает ощущение вовлечённости и профессиональной ориентированности образовательного процесса.

Есть ряд проблем, которые в большей степени беспокоят студентов, в частности, - разрыв между теорией и практикой. Некоторые программы продолжают оставаться «музейными экспонатами»: интересными, но мало связанными с реальными вызовами сегодняшнего дня. Также в гуманитарных ВУЗах наблюдается ограниченный набор дисциплин. Студенты стремятся к индивидуальным образовательным траекториям, к большей междисциплинарности, большей гибкости. Что касается цифровизации, то она развивается стремительно даже в гуманитарной области, но не все факультеты готовы поддерживать этот темп.

Куда же движется гуманитарное образование? Удовлетворённость студентов — это зеркало, в котором отражается не только качество обучения, но и способность вуза быть современным. Возрастает потребность в обновленных программах, где преподаватели осваивают смежные дисциплины, меняется инфраструктура. И тогда гуманитарное образование воспринимается как актуальное и перспективное.

По утверждению Евгении Ненюк, Финансовый университет при Правительстве РФ стал одним из первых, запустившим программу двух квалификаций в одном дипломе. Это необходимо как раз для того, чтобы специалист гуманитарного профиля смог расширять свои компетенции в технической сфере. В современном мире очень востребованы профессии с добавлением цифровой компетенции. Ярким примером такого симбиоза служит запуск Финансовым университетом магистерской программы «Цифровой юрист». Современному юристу сегодня недостаточно знать законодательство, он также должен разбираться в цифровых финансовых активах. Таким образом, междисциплинарность делает гуманитарное образование современным и востребованным.

Гуманитарные науки не исчезают из социального обихода, они трансформируются, отвечая запросам нового времени, считает Евгения Ненюк. Сегодня они становятся не просто набором знаний, а способом понимания сложного мира, умением мыслить, анализировать, создавать смыслы. Появляются профессии, которые сочетают в себе практическое владение техническими навыками, но по определению и по факту являются гуманитарными: продюсер цифрового контента, UX-исследователь, дизайнер образования, коммуникационный аналитик.

Эти профессии дают гуманитарному образованию свежий импульс. И от того, насколько вузы смогут соединить традицию и современность, будет зависеть, выйдет ли студент из университета с ощущением удовлетворённости, или с чувством упущенных возможностей.

Другие пресс-релизы