Юньнаньский кофе: от сырьевого придатка к мировому премиум-сегменту

Китайская провинция Юньнань (Юго-Западный Китай) обеспечивает более 98% производства кофе в Китае. В последние несколько лет она превратилась из поставщика дешёвого сырья для международных гигантов вроде Nestlé и Starbucks в производителя кофе экстра-класса. Объём экспорта растёт, а доля элитного кофе превысила 30%. Теперь юньнаньский кофе сегодня уверенно входит в сегмент «премиум-спешиалти», конкурируя с лучшими лотами из Латинской Америки и Африки.

По итогам 2024 года экспорт юньнаньского кофе показал рекордный рост на 358%, достигнув 325 тыс. тонн. Экспортная выручка составила 8,16 млрд юаней ($1,56 млрд).

Старший преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ Светлана Батанова отмечает, ключевым драйвером роста стала резкая «премиализация производства». По официальным данным, доля кофе, соответствующего стандартам Specialty Coffee Association (SCA, ≥80 баллов), выросла с 8% в 2021 г. до 31,6% в 2024 г. Уровень глубокой переработки достиг 80%, что позволило перейти от экспорта сырья к поставкам продуктов с высокой добавленной стоимостью.

За первые восемь месяцев нынешнего года экспортная выручка от кофе превысила 7,7 млрд юаней, причём всё чаще за счёт не зелёных зёрен, а готовой продукции – обжаренного кофе, концентратов и RTD-напитков. Продукция поставляется в 34 страны, включая Германию, Нидерланды, США и Вьетнам.

В мае 2025 года в юньнаньском городе Баошане прошёл первый в истории Китая конкурс «Yunnan Treasure Coffee» — пилотный проект международной системы «Cup of Excellence (CoE). Победный лот из г.Линьцана (89,96 балла) был продан на аукционе за 13 150 юаней за килограмм, что в 200 раз превышает среднюю цену на коммерческий кофе. Это событие подтвердило соответствие юньнаньской продукции международным стандартам качества.

Старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Светлана Батанова выделяет такую тенденцию, как усложнение форм сотрудничества юньнаньских компаний с гигантами мирового рынка.

Starbucks закупила в Юньнани более 70 тыс. тонн кофе и сертифицировала 3400 ферм, сделав юньнаньский кофе основой для напитков во всех своих кафе в Китае (около 8000 заведений), а также включила его в премиальную линейку «Reserve».

Luckin Coffee построила в Баошане перерабатывающий завод ежегодной мощностью 5000 тонн свежих ягод, внедрив технологии микромойки и анаэробной ферментации.

Также в 2025 году японские импортёры заключили с производителями из уезда Мэнлянь провинции Юньнань контракт на 60 млн юаней, что открыло юньнаньским производителям доступ к одному из самых требовательных рынков мира. В рамках сотрудничества проводится адаптация профилей обжарки под предпочтения японских потребителей – уже достигнуто повышение сбалансированности кислотности на 23%.

В юньнаньской кофейной отрасли работают около 420 компаний, из которых 7 имеют годовую выручку свыше 1 млрд юаней. Одним из примеров успешного выхода на мировой рынок стал местный производитель – компания Ani Coffee, которая начала свой бизнес как поставщик сырья, а теперь экспортирует продукцию под собственным брендом в 12 стран, доля экспортных операций в ее выручке достигает 60%.

Развиваются инновационные бизнес-модели, включая интеграцию кофейного производства с туризмом.

Старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Светлана Батанова отмечает, что Юньнань успешно переходит от поставок сырья к экспорту бренда и уникального терруара, что позволяет региону занять новую нишу на мировом рынке премиального кофе.

Параллельно развивается и локальная экосистема производства и потребления кофе. В Баошане доля производства премиум-кофе достигла 70%, местные бренды Zhongka, Bidun, Jinglan активно осваивают онлайн-продажи: объём почтовых отправлений из региона в 2025 году превысил 10 млн посылок.

Особое внимание уделяется контролю качества: в провинции Юньнань созданы лаборатории, способные проводить анализ по более чем 100 параметрам, включая остатки пестицидов и тяжёлых металлов.

Власти провинции Юньнань планируют достичь к 2035 году совокупного объёма производства в 600 млрд юаней. Предполагается, создание первого в Китае специализированного бондового склада для кофе в Баошане, что должно упростить логистику и ускорить интеграцию в глобальные торговые цепочки.

Светлана Батанова отмечает, что юньнаньский кофе больше не просто компонент в чашке Starbucks – он становится самостоятельным глобальным продуктом, олицетворяющим новый этап развития китайского сельхозэкспорта.

По мнению Батановой, подобная практика достойна изучения и внедрения в регионах России. В настоящее время российский сельхозэкспорт растет стремительными темпами: с начала 2025 года Россия экспортировала продукцию агропромышленного комплекса на общую сумму 28,6 миллиарда долларов. Но, как отмечает Батанова, основная часть этих поставок идет на зарубежные рынки именно в виде сырья (например, зерно, мука или мясо), а не под брендами российских производителей на столы конечных иностранных потребителей.

Другие пресс-релизы