В 2010 году был принят федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», целью которого является обеспечение справедливого ценообразования на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, равенства инвесторов и укрепление доверия инвесторов путем создания правового механизма предотвращения, выявления и пресечения злоупотреблений на организованных торгах в форме неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.
Несмотря на то, что в закон неоднократно вносились изменения и дополнения, Банком России, согласно Перечня выявленных случаев неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком, за 2024 год направлено рекордное количество предписаний – около 178 предписаний, что, по мнению Елены Баракиной, доцента кафедры международного и публичного права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, с одной стороны, говорит о повышении эффективности работы по выявлению правонарушений регулятором, с другой стороны, попытки совершения противоправных деяний в данной сфере не прекращаются. А с учетом постоянного совершенствования применяемых мошеннических схем, необходимость в изменении законодательства в области противодействия правонарушений, в том числе в сфере противоправного использования инсайдерской информации и проведения манипулятивных действий на рынке.
Следует отметить, что в Российской Федерации за подобные деяния предусмотрена как гражданско-правовая ответственность, а, именно, в указанном законе установлено, что лица, которым в результате неправомерного использования инсайдерской информации причинены убытки, вправе требовать их возмещение от лиц, в результате действий которых были причинены такие убытки. Так и уголовная ответственность за манипулирование рынком и неправомерное использование инсайдерской информацией.
Финансовый рынок в данной сфере занимает ключевое место, поэтому в соответствии с законом действуют нормативные акты Банка России, например, Указание от 22.04.2019 №5128-У, содержит правовой механизм предоставления информации инсайдерами регулятору, Указание от 22.04.2019 №5129-У, регламентирующее порядок передачи списка инсайдеров по требованию организатора торговли, через которого совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой, товаром, Указание от 02.02.2021 №5720-У, которое устанавливает порядок уведомления лиц, включённых в список инсайдеров, об их включении в такой список и исключении из него.
В ноябре 2025 года в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации был внесен законопроект, по мнению авторов документа, его принятие будет способствовать комплексному совершенствованию системы противодействия злоупотреблениям на российских организованных торгах, в том числе неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Предлагается исключить критерий точности и конкретности из определения инсайдерской информации, что позволит квалифицировать инсайдерскую информацию, исходя из её реального влияния на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и товаров, без формальной привязки к моменту её фиксации. В документе содержатся меры, направленные на повышение вовлечённости участников рынка в процесс противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, например, граждан, включённых в списки инсайдеров юридических лиц, обяжут уведомлять такие компании о личных операциях с торгуемыми инструментами. Кроме этого, предложено уточнить полномочия Центрального банка Российской Федерации в части установления требований к системе внутреннего контроля по противодействию неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком для всех организаций, являющихся инсайдерами, и выдачи подлежащих опубликованию предостережений. А также предусмотрено совершенствование процедуры заключения лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, соглашения с Банком России о заключении сделки.
Таким образом, государство стремиться создать многоуровневую систему противодействия неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулировании рынком, которая, по мнению Елены Баракиной, доцента кафедры международного и публичного права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, будет прозрачна и понятна для участников рынка, с точки зрения соблюдения требований законодательства, а также будет соответствовать публичным и частным интересам всех субъектов рынка.