Объем средств, похищенных мошенниками у россиян, ежегодно демонстрирует высокие темпы роста. По оценкам Банка России, с января по сентябрь 2025 года злоумышленники похитили у граждан 21,4 млрд рублей, за 2024 год эта сумма достигла 27,5 млрд рублей, а за 2023 год – 15,8 млрд рублей. Согласно информации ЦБ РФ, доля похищенных средств в стране составляет около 8 копеек на каждые 10 тысяч переведенных рублей. Исследования Финансового университета при Правительстве РФ указывают на рост числа мошеннических схем с использованием методов социальной инженерии, фишинга и привлечением дропперов – лиц, через счета которых выводятся незаконные денежные средства.
В ответ на эту угрозу в начале февраля Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект, направленный на противодействие мошенничеству. Одна из его мер предусматривает ограничение числа банковских карт у одного гражданина: не более пяти в одном банке и не более двадцати в общей сложности. Эта инициатива Банка России и Госдумы вызвала дискуссии в финансовой среде. С одной стороны, цель нововведения – борьба с кибермошенничеством и деятельностью дропперов, с другой – такие ограничения принуждают часть граждан к изменению моделей финансового поведения.
Рядовые граждане держат несколько карт ради выгоды: зарплатную, с кэшбэком, для онлайн-покупок или поездок, а также запасную на случай блокировки. Родители нередко передают карты детям или пожилым родственникам. Для самозанятых и микробизнеса лимит создаст дополнительные сложности, поскольку им важно разделять личные и рабочие финансы, а также использовать карты разных банков для участия в акциях. В результате отдельным гражданам придется закрывать наименее выгодные карты, при этом активные переводы между своими счетами могут спровоцировать блокировки операций. По оценкам Совкомбанка, от 0,25% до 0,5% активных клиентов банков являются держателями двадцати и более карт и ощутят прямое воздействие ограничений, тогда как среднестатистический гражданин имеет около четырех карт.
Дропперы, в отношении которых направлена данная мера, используют десятки карт для незаконного обналичивания и вывода похищенных средств. По данным ЦБ РФ, в 2025 году карта дроппера «жила» в среднем до десяти дней, один дроппер мог быть клиентом до тридцати банков, а цена одной такой банковской карты достигала в среднем 70 тысяч рублей. Для них ограничение – это прямой удар по незаконной деятельности. Внедрение единого реестра банковских карт ЦБ РФ, который планируется в 2026 году, позволит автоматически выявлять таких клиентов.
Весомую роль в этом вопросе играют экспертные оценки специалистов профильных вузов, таких как Финансовый университет при Правительстве РФ. Доцент Кафедры экономической безопасности и управления рисками Финансового университета при Правительстве РФ Анастасия Сергеевна Бабанская подчеркивает, что избыток карт часто приводит к снижению личной финансовой дисциплины и повышает уязвимость граждан перед мошенниками, в то время как разумное лимитирование и внедрение единой базы – это шаг к прозрачности, который в долгосрочной перспективе поможет выстроить более безопасную и управляемую финансовую экосистему.
Ограничение числа карт сократит объемы доступных инструментов для транзита денег и усложнит мошенникам массовый вывод незаконных средств через дропперов. В ответ они, вероятнее всего, перейдут на операции с криптовалютой, активное использование P2P-платформ и электронных кошельков. Еще один возможный сценарий – увеличение доли операций с наличными деньгами. В зону риска также попадают операции транзита средств через микрофинансовые и небанковские организации, онлайн-казино и фиктивные компании. По мнению Анастасии Сергеевны Бабанской, лимитирование числа банковских карт не означает полного исчезновения проблемы дропперства и мошенничества, а лишь перенаправляет часть незаконных финансовых потоков в другие альтернативные каналы и зарубежные финансовые системы. Однако эти меры могут снизить вовлечение в незаконные схемы именно российских граждан, особенно их социально-уязвимые категории.