Дизайнерская мышеловка: ошибки при выборе декоратора

«Бесплатные» дизайн-проекты обходятся заказчикам дорого: переделка «убитой» квартиры может стоить 500 евро за 1 кв. м и больше
PhotoXPress

Полезно потратить время на то, чтобы изучить работы дизайн-бюро, биографии авторов и рассмотреть их портреты. С этим человеком/людьми придется работать в плотной связке год, два, а иногда и пять лет. Именно столько может занять весь процесс – от разработки проекта до этапа «шторки на окнах».

Интерьерные дизайнеры знают, что публикация в таких изданиях, как AD и Elle Decoration, – знак качества выполненной ими работы. Понимают это и заказчики, которые собираются декорировать свое жилье. Дизайнеры советуют для начала купить кипу глянцевых журналов и посмотреть работы разных авторов. Полюбившиеся картинки стоит собирать – они понадобятся для разговора с декоратором.

Можно набрать в поисковике «рейтинг дизайнеров» или «топ-10 дизайнеров» и найти фамилии, как правило повторяющиеся из года в год, советует Анна Муравина, дизайнер интерьера, исполнительный директор Объединения декораторов интерьера (ОДИ). По ее словам, рейтинги, которые проводят журналы Elle Decoration и AD, бесплатны для дизайнеров и вполне объективны. На сайте ОДИ есть портфолио входящих в объединение дизайнеров и их контакты.

Совместимость

Разумеется, дизайнер должен быть приятен клиенту. И наоборот. Катерина Прокопенко, декоратор, владелица бюро More Decore, уверена: «Если чувствуете, что это «не ваш» клиент, не беритесь, доверяйте своим ощущениям. Взявшись за проект, вы наживете себе большие проблемы в будущем и перекроете доступ «своим» потенциальным заказчикам».

Психологическая совместимость – второй по важности после профессионализма критерий отбора. Если клиент оказывает давление на дизайнера («Будет так, как я сказал»), расставание неизбежно. Бывает и наоборот, когда пассивность дизайнера («Как вы хотите, так и сделаем») тоже приводит к разрыву. Даже если декоратор живет в Лондоне, а клиент – в Москве, встреча необходима, и лучше не одна. Если заказчик и дизайнер не подходят друг другу как партнеры, рано или поздно случится развод. Один весьма состоятельный заказчик отказался от сотрудничества с английским бюро, потому что ему не предложили кофе, когда он впервые приехал к дизайнерам принимать первый этап проектирования. А потрачены были уже немалые деньги.

Рекомендации

«У нас был такой случай: дизайнеры привезли буклет, показывали работы (позже выяснилось – чужие), а на деле оказались дилетантами, – вспоминает Людмила Ежова, исполнительный директор «Терра-недвижимости». – Поэтому важны рекомендации». Стоит расспросить друзей и знакомых: знают ли они данного дизайнера, как он работает, соблюдает ли сроки проектирования (большой проект делается 3–5 месяцев)? Как сложились его отношения с бригадиром строителей?

Анна Муравина
Дизайнер интерьера, исполнительный директор ОДИ

Лучше всего получаются интерьеры, которые делаются на одном дыхании, без переделок и бесконечного выматывающего топтания на месте. Чем чаще дизайнер слышит: «Ну не знаю, может, еще что-нибудь посмотрим?», чем больше он предлагает разных вариантов, тем хуже результат.

Цена вопроса

Предложение европейского бюро будет состоять из трех пунктов. В первом прописан гонорар дизайнера за проектную часть. Стоимость дизайн-проекта жилья колеблется от 70 до 500 евро за 1 кв. м и больше. Студенты московской декораторской школы «Детали» стартуют с $70 за 1 кв. м. Часто оплата за проект обозначается единой суммой. В коммерческом предложении одного известного французского бюро (речь шла о 3-этажном доме в 1500 кв. м) вознаграждение за проект составляло 600 000 евро. Порой предлагают «бесплатный» дизайн-проект с условием купить мебель именно у данной компании, говорит Анна Муравина. «Бегите от таких объявлений», – советует эксперт. Чтобы потом не искать того, кто доделает и переделает «убитый» проект.

Второй пункт коммерческого предложения – вознаграждение бюро, если оно занимается поставками материалов, оборудования, мебели и светильников, FF&E (Furniture, Fixtures & Equipment). Оно исчисляется в процентах от стоимости изделия. У всех европейских декораторов процент зависит от того, кто как смог договориться с фабриками. В коммерческом предложении одного английского бюро FF&E достигал 30%. У отечественных дизайн-бюро он составляет 10–15%. В России говорить о процентах, которые получает дизайнер с поставок, не принято. «Эти пресловутые дизайнерские проценты – секрет Полишинеля, – комментирует Анна Муравина. – На меня однажды сильно обиделись заказчики, когда узнали, что дизайн-бюро зарабатывает на поставках. Они восприняли этот факт чуть ли не как предательство, в результате мы разошлись».

В третьем пункте речь идет о стоимости «авторского надзора». Это важная и трудоемкая часть работы, заключается она в регулярном посещении объекта для ведения стройки. Как правило, это фиксированная ежемесячная оплата, сумма которой указывается в договоре. Средняя цена по Москве – 25 000–30 000 руб. в месяц.

Дизайнер ждет от заказчика доверия. Он ведь убежден, что был выбран среди прочих профессионалов рынка осознанно. «Довериться сложно, но необходимо, – уверяет Муравина. – Интерьеры должны создаваться в радости и счастье, только тогда они получаются красивыми и делают счастливыми тех, кто в них живет». Ольга Коровина из проектного бюро «Территория комфорта» отмечает такую закономерность: «Чем нестабильнее финансовое положение заказчика, тем меньше он склонен доверять».