Старость отменяется

Какие методы продления молодости разработали ученые по всему миру
kivach.ru

Ожидаемая средняя продолжительность жизни россиян по итогам 2023 года составит рекордные 74 года, заявил президент России Владимир Путин в начале декабря. Однако важно улучшать качество жизни. Например, продлять молодость, чтобы человеку как можно дольше не требовалась помощь в бытовых делах и он мог наслаждаться жизнью без частых походов к врачам. Ученые предлагают различные способы достижения этой цели: разрабатывают «таблетки молодости» и программы детокса. «Ведомости. Наука» разбирались, какие методы сохранения молодости уже существуют, как они работают и где в России можно их испытать.

Живая вода и молодильные яблоки

Мировой рынок борьбы со старением составлял примерно $110 млрд в 2022 году, Bank of America прогнозирует его рост до $600 млрд к 2025 году. Бизнес и частные инвесторы вкладывают в проекты в области долголетия миллиарды долларов: в 2021 году – около $2 млрд, что в 2,5 раза больше, чем тремя годами ранее, посчитали в аналитической компании Longevity.Technology. С начала 2023 года объем инвестиций в проекты долголетия составил $1,1 млрд, из которых на третий квартал пришлось $550 млн. Это показывает устойчивость сектора к неблагоприятным макроэкономическим условиям, считают аналитики.

Основные теории старения человека

В начале XX века русский биолог Илья Мечников выдвинул теорию о том, что старение происходит из-за отравления человека ядовитыми веществами, которые бактерии производят в его кишечнике. Затем профессор Владимир Дильман развил идею о том, что в старении человека «виновата» особая область в мозге – гипоталамус. Со временем она хуже реагирует на гормоны, поэтому организму приходится вырабатывать их все больше. По мнению Дильмана, увеличение концентрации гормонов в крови приводит к развитию возрастных патологий: ожирению, диабету, гипертонии и др.
Согласно теории американского биогеронтолога Дэнхама Хармана, работа клеток с возрастом нарушается из-за образования в них свободных радикалов –- активных форм кислорода. Они повреждают ДНК и РНК, а также белки и жиры. В результате ухудшается работа не только отдельной клетки, но и органов и тканей. Бороться с ними помогают антиоксиданты. Еще один геронтолог – Владимир Фролькис – считал, что старение организма запрограммировано в его генах. При этом процесс увядания тела человека зависит от баланса «гормонов старости» и «гормонов молодости». Если первых становится больше, чем вторых, в организме развиваются возрастные патологии: болезни Паркинсона и Альцгеймера, диабет, рак, атеросклероз и др.
В научном мире существует еще несколько десятков теорий старения: некоторые считают, что оно происходит из-за накопленных мутаций, ограниченной возможности клетки делиться, то есть воспроизводить саму себя, снижения физической и умственной активности и т. д.

Разработкой «таблетки молодости» занимаются ученые по всему миру. В России академик РАН Владимир Скулачев разрабатывал митохондриальный антиоксидант, идея которого основывается на свободнорадикальной теории старения Дэнхама Хармана. Ученый предположил, что ключевую роль в процессе старения играют свободные радикалы. Так называют активные формы кислорода, которые синтезируются в митохондриях (часть клетки, преобразующая кислород и питательные вещества в энергию). Свободные радикалы повреждают ДНК и РНК, которые отвечают за хранение и передачу генетической информации. Из-за этого клетки, органы и ткани со временем начинают хуже работать. Бороться с «нарушителями» помогают антиоксиданты.

Проект «Ионы Скулачева» развивается группой исследователей из различных подразделений МГУ им. М. В. Ломоносова. После смерти научного руководителя проекта, декана факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ академика Владимира Скулачева дело продолжит его сын, соруководитель работы, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского института физико-химической биологии имени А. Н. Белозерского Максим Скулачев.

Команда Скулачева-старшего работала в этом направлении с 1960-х годов, а в 2005 году ученые получили вещество SkQ1, которое проникает в митохондрии клеток и обезвреживает ядовитые активные формы кислорода. Уже разработано несколько лекарств на основе SkQ1. В аптеках продаются капли, которые борются с эффектом «сухого глаза» и помогают лечить катаракту, а также несколько косметических средств. Разработчики заявляют, что применение такой косметики замедляет старение на внутриклеточном уровне и сохраняет молодость кожи.

Громко заявили о создании «лекарства против старости» ученые из канадского Университета Макмастера в 2016 году. Представленная формула специальной добавки к пище включает 30 витаминов и минералов, в том числе витамины групп B, C и D, фолиевую кислоту, экстракт зеленого чая, рыбий жир. Пищевую добавку разработали в 2000 году, а затем она 15 лет проходила исследования на мышах и доказала свою эффективность. Ученые сообщали, что начнут производство в 2018 году, однако информации о старте продаж в публичном поле найти не удалось.

Свою «таблетку молодости» разработали в Гарвардской медицинской школе при участии ученых из других американских и российских институтов. В июле 2023 года один из авторов исследования Дэвид Синклер рассказал в соцсети X (бывшая Twitter), что его команда создала несколько «химических коктейлей», способных омолодить весь организм. Каждый из них состоит из 5–7 веществ, используемых для лечения различных физических и психических заболеваний. Ученые более трех лет искали молекулы, которые могут обратить вспять клеточное старение. По словам Синклера, в рамках экспериментов ученые обнаружили шесть коктейлей, которые восстанавливают стареющие клетки до их более молодого состояния «менее чем за неделю». Сейчас команда готовится к клиническим испытаниям на людях, добавил он.

Помогает ли детокс бороться со старением

На старение человека влияет и окружающая среда, а именно — токсины, которые попадают в организм из воздуха, воды, пищи, микрочастиц пластиковой упаковки и т. д. Одну из программ детоксикации, которая улучшает общее самочувствие, разработал профессор РУДН Юрий Левин в 1996 году. В рамках программы врачи выводят из лимфы и крови токсины, полученные из окружающей среды, через печень, почки и кишечник.

Заместитель главного врача по развитию клиники «Кивач» Федор Исаев рассказал, что в рамках программы по Левину врачи стимулируют лимфатическую систему с помощью физиотерапии и специально подобранных препаратов, дополненных комплексом медицинских процедур (массаж, обертывания, водо- и теплолечение). Идея в том, что вместе они приводят к выбросу старой желчи и выработке новой, более активной. Попавшие в кишечник после процедур желчь и лимфу выводят из организма, чтобы не произошло аутотоксикации (самоотравления), продолжил он.

/kivach.ru

По словам Исаева, врачи клиники провели несколько исследований эффективности программы детоксикации, результаты которых опубликовали в научных журналах. Врачи отметили, что детокс в ряде случаев помогает нормализовать уровень холестерина, интоксикации и индикаторов воспаления в крови, а также, возможно, улучшает чувствительность печени к инсулину, снижая тем самым риск развития диабета второго типа. По результатам наблюдений врачей клиники, биологический возраст пациентов в рамках программы может снизиться в среднем на три года, а у тех, кто лучше других реагирует на программу, –- на восемь лет, добавил он. В год программу по Левину проходят около 2,5 тыс. человек, а за 20 лет детокс прошли более 10 тыс. пациентов, пояснил Исаев объем изученных данных.

Биологический возраст является научно признанным показателем старения. Он отражает, какой возрастной категории соответствуют состояние органов и различные обменные процессы человека, отметил Исаев. Такой возраст измеряют по ДНК, по анализу крови и другими способами, сказал врач.

Кроме того, на старение организма влияют стресс и нехватка сна, продолжил Исаев. Психологи, неврологи и сомнологи из разных клиник разрабатывают специальные антистресс-программы. Как правило, сказал Исаев, в рамках таких программ проводятся психодиагностические процедуры, психологические практики и физиотерапия. В том числе транскраниальная магнитная стимуляция, включенная Минздравом России в стандарты медицинской реабилитации. Исследования российских и американских ученых утверждают, что она может помочь лечить депрессию и тревожные расстройства без таблеток.

Главный врач клиники превентивной медицины Rosa Springs (Сочи) Елена Давыдова рассказывала СМИ, что детоксикации помогает как ручной, так и аппаратный массаж, а также тепловые процедуры: детокс-капсула, обертывания на основе растительных экстрактов с антивозрастным эффектом, водные процедуры.

Опасные канцерогены угрожают всем любителям кофе, пользователям аэрозольных дезодорантов, жителям крупных городов, водителям, которые вдыхают с воздухом выхлопные газы, –- все они накапливают в организме избыточное количество тяжелых металлов, сообщила СМИ руководитель терапевтического отделения, врач-терапевт, диетолог, гастроэнтеролог, сооснователь клиники «Ген молодости» Айнагуль Манатова. Им могут помочь различные детокс-процедуры, сказала она.

Спрос на открытие по франшизе клиник, предлагающих программы детоксикации, вырос на 50% с конца ноября 2022 по август 2023 года, подсчитали в TopFranchise. Глава Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Кубани Михаил Зарицкий, подводя итоги туристического сезона текущего года, рассказал, что люди приезжают на детокс-программы ради похудения и очищения организма.