Бизнес ждет от вузов гибкости при создании программ подготовки инженеров
Университеты же отмечают снижение интереса у компаний-партнеров при длительной работе со студентамиПотребность в инженерных кадрах в России до 2030 г. составляет 1,5 млн человек, заявлял в марте на выступлении в Госдуме премьер-министр Михаил Мишустин. Он отмечал, что развитие инженерного образования – это важнейший приоритет для страны. Еще одна не менее значимая задача – соединить тех, кто готовит инженеров, с теми, кто будет потом принимать их на работу, добавил Мишустин.
В приемную кампанию 2025/26 учебного года инженерные специальности получили более 240 000 бюджетных мест. Это почти 43% от их общего количества, заявлял в мае министр науки и высшего образования Валерий Фальков (цитата по ТАСС). Такие специальности, по словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, пользовались популярностью у абитуриентов этим летом. Три из пяти самых популярных направлений на бюджетной форме обучения как раз относятся к этой области – инженерное дело, технологии и технические науки, рассказывал он. Тем не менее спрос на инженеров продолжает превышать предложение. Это подтверждает текущая структура вакансий на рынке труда и оценки представителей крупных промышленных компаний, которых опросила «Ведомости. Наука».
Ситуация на рынке
Спрос на инженерные специальности сосредоточен преимущественно в строительстве и производстве – в совокупности на них приходится около 60% всех инженерных вакансий в 2025 г., отмечает директор по исследованиям рекрутинговой платформы hh.ru Мария Игнатова. Медиана предлагаемых инженерам месячных зарплат в строительстве по итогам III квартала составила 119 900 руб., на производстве – 98 200 руб.
В производственной сфере наиболее высоким спросом в III квартале 2025 г. пользуются инженеры-конструкторы и проектировщики (25% от всех инженерных вакансий в производстве), сервисные инженеры (14%), а также инженеры по охране труда (12%). Медианная зарплата по этим вакансиям составляет 111 200, 99 700 и 86 500 руб. соответственно. В строительной сфере востребованы инженеры-конструкторы и проектировщики (38,3% от всех инженерных вакансий в строительстве), инженеры производственно-технического отдела (29%) и инженеры по охране труда (17%). Медианная зарплата по этим вакансиям составляет 103 200, 120 400 и 79 400 руб. соответственно, добавила Игнатова.
Мнение работодателей
Потребность предприятий госкорпорации «Ростех» в инженерах до 2028 г. оценивается в 30 000 человек, рассказал член Бюро Союза машиностроителей России, заместитель генерального директора госкорпорации Николай Волобуев. По его словам, только комплексный подход поможет решить проблему нехватки высококвалифицированных кадров. «Ростех», например, выстроил систему подготовки кадров «школа – колледж/вуз – передовая инженерная школа (ПИШ) – предприятие/конструкторское бюро». Сегодня выпускникам инженерных направлений в большинстве случаев не хватает практического опыта работы с современным оборудованием и технологическими процессами, которые используются на реальном производстве, пояснил он.
«Главный вызов заключается в том, что традиционные образовательные программы не всегда успевают адаптироваться к стремительно меняющимся технологическим требованиям промышленности», – пояснил Волобуев. Госкорпорация выстраивает партнерство с вузами и профильными ведомствами, чтобы вместе формировать опережающую модель подготовки инженерных кадров. В целом холдинги госкорпорации сотрудничают более чем с 140 университетами в 45 регионах России, заключил он.
«Потребность в инженерных кадрах мы оцениваем как острую», – говорит руководитель направления по работе с молодыми талантами компании «Северсталь» Светлана Барабанцева. Причины этого – демографическая яма, снижение престижа инженерных специальностей и отток молодежи из регионов присутствия компании, пояснила она. Отрасль испытывает нехватку кадров по направлениям технического обслуживания и ремонта оборудования, добавила она.
Два флагманских вуза для «Северстали» – это Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и Университет науки и технологий МИСИС, продолжила Барабанцева. Партнерство с ними развивается по разным направлениям – от образовательных программ и практики до научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. «Кроме того, центральное значение для нас имеет региональный университет на территории присутствия – Череповецкий госуниверситет», – указала она, добавив, что на базе вуза также запущена ПИШ.
Представитель пресс-службы РЖД также отметил, что один из самых эффективных инструментов привлечения инженерных кадров – это целевая подготовка. Она проходит на базе 10 университетских отраслевых комплексов железнодорожного транспорта. Ежегодно компания принимает более 7000 выпускников железнодорожных вузов, техникумов и колледжей, добавил он.
Потребность в инженерных кадрах для производителя фосфорных удобрений «Фосагро» тоже есть всегда, а наиболее востребованные специалисты – это химики-технологи, горные инженеры и энергетики, рассказал представитель компании. По его словам, «Фосагро» с 2013 г. реализует образовательную парадигму «школа – колледж/вуз – предприятие». В развитие этой программы с момента ее запуска было вложено более 14 млрд руб., более 3500 учеников трудоустроены на предприятиях компании, добавил он. «Наиболее продуктивными в рамках сотрудничества оказываются вузы, которые сочетают профильную подготовку, развитую лабораторную базу, практико‑ориентированные форматы взаимодействия, а также готовность к гибким формам обучения», – указал представитель компании. К ним, например, относятся следующие: дуальное образование (модель обучения, сочетает получение теоретических знаний в учебном заведении и практических навыков на предприятии. – «Ведомости. Наука»), проектные курсы, совместные стажировки. При этом в работе с некоторыми вузами бывают и сложности, добавил он. Например, это долгое принятие университетами решений, отсутствие гибкости в формировании образовательных программ и учебных планов, а также четких механизмов оценки эффективности сотрудничества вуза и компании, перечислил представитель «Фосагро».
Что отвечают вузы
Компаниям нужны специалисты, способные не просто считать и чертить, а создавать готовые продукты, понимать всю цепочку от идеи до серийного производства, считает ректор Московского политеха Владимир Миклушевский. По его словам, выпускники часто выходят из вузов с хорошими теоретическими знаниями, но не всегда понимают, как работает реальное предприятие. Им не хватает междисциплинарных знаний: классическая модель, когда человек знает только механику или только электронику, уже не работает. В Московском политехе эта проблема решается через проектный подход, когда студент с первого курса делает проект руками, а не только слушает лекции. Сейчас у вуза более 750 индустриальных партнеров и самые успешные форматы работы с ними – те, где студенты с первого курса вовлечены в решение реальных задач бизнеса, работают с компаниями-партнерами и осваивают навыки, необходимые рынку, пояснил ректор.
Еще одна проблема при сотрудничестве с индустриальными партнерами: сотрудники компаний «остывают» к работе со студентами, говорит первый проректор МИФИ Олег Нагорнов. «Для специалистов реального сектора преподавание и придумывание заданий для студентов все-таки является непрофильной деятельностью, и не всегда мотивация у сотрудников компаний-партнеров сохраняется на протяжении длительного времени», – указывает он. Проблема любого вуза, который готовит специалистов для быстро развивающейся индустрии, – отставание учебных планов от практики, пояснил Нагорнов. Рецепт для решения этой проблемы один – усиление взаимодействия с индустриальными партнерами, подчеркнул он.
Актуальный запрос на рынке труда сейчас – это soft skills, добавил первый заместитель председателя приемной комиссии Университета ИТМО Кирилл Александров. Многие университеты пока не включили в учебные программы курсы по мягким навыкам, хотя выпускники уже должны уметь работать в команде, управлять временем и понимать бизнес-процессы, добавил он. «Многие уходят в стартапы, где нужно понимать предпринимательскую культуру и уметь использовать продуктовый подход», – говорит Александров. Например, руководители бигтехов хотят видеть у молодых сотрудников, недавно выпустившихся из вуза, более продвинутые коммуникативные навыки, добавил он.
Существует фундаментальное различие в управленческих подходах университетов и индустриальных партнеров, соглашается представитель пресс-службы Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. Университеты по-прежнему ориентированы на образование и науку и, как правило, не рассматривают себя как активных участников рынка. В результате возникает рассогласование в управленческих практиках: бизнес ожидает более высокой скорости принятия решений, гибкости и фокуса на экономической эффективности, тогда как в вузовской среде эти требования реализуются иначе, пояснил он. Еще один вызов – это кризис доверия. Индустрия воспринимает вузы исключительно как образовательные организации. Это сужает возможности для долгосрочных партнерств в сфере разработки и коммерциализации новых технологий, пояснил он.