Телефонные мошенники стали названивать россиянам еще активнее

По данным банков, число таких звонков возросло как минимум на треть
Популярные сценарии последнее время не менялись/ Евгений Разумный / Ведомости

Количество звонков от телефонных мошенников к декабрю вырастет на 35% год к году, их доля составит 2,3% от общего числа звонков. Такие данные в исследовании приводит банк «Тинькофф». Тенденцию к увеличению количества таких звонков подтвердил представитель ВТБ: по данным банка, мошенники в 2022 г. стали звонить втрое чаще.

Абсолютных цифр представитель «Тинькофф» не привел, уточнив, что исследование проводилось на данных, собранных при помощи сервиса телефонного секретаря. ВТБ прогнозирует не менее 8–8,5 млн мошеннических атак за 2022 г. При этом во втором полугодии мошенническая активность стала сокращаться, а фокус – смещаться на «гибридные» способы воздействия на клиентов с одновременным использованием телефонного общения и фишинговых ресурсов, отметил представитель банка.

По прогнозам «Тинькофф», самый заметный рост числа мошеннических звонков к концу 2022 г. ожидается в Ростовской области (на 100% к декабрю 2021 г.), Кабардино-Балкарии (на 96%), Туве (на 92%) и Хакасии (на 88%). Наибольшее число таких звонков в декабре 2022 г., как и годом ранее, будут получать жители Москвы (4% от всех звонков абонентам). По данным банка, тенденция сохранится как минимум до марта 2023 г.

Рост числа мошеннических звонков связан с тем, что в периоды нестабильности уязвимость людей повышается, объясняет представитель банка «Тинькофф». Этим пытаются воспользоваться мошенники, подстраиваясь под текущие реалии и придумывая новые сценарии для обмана людей, рассуждает он.

Наиболее популярные сценарии, по данным банка, остались теми же, что и ранее. Подавляющее большинство от всех случаев телефонного мошенничества – звонки якобы из служб безопасности банков. Второй популярный сценарий – схема «продавец – покупатель», когда, например, человек звонит по товару, выставленному на классифайде, выманивает CVC/CVV-коды из пуш-уведомлений и получает доступ в личный кабинет в банковском приложении. Третий вариант – звонки якобы из правоохранительных органов.

Популярные сценарии последнее время не менялись, подтверждает представитель МТС. Часто в схеме обмана задействовано несколько человек с разными ролями, которые передают жертву друг другу, отмечает он.

Телефонное мошенничество остается популярным у преступников способом украсть деньги и завладеть данными карты, подтверждает представитель компании Group-IB, специализирующейся на информационной безопасности. Но, по его словам, кроме «традиционных способов» мошенничества со звонками от «службы безопасности банка», «аналитиков ЦБ» и «сотрудников правоохранительных органов», которые предупреждают о попытках списания средств со счета жертвы либо о том, что деньги надо перевести на «безопасный счет», а также рекомендуют взять кредит и передать средства курьеру, появились и новые сценарии. «Мошенники отправляют жертве электронное письмо, sms-сообщение, сообщение в мессенджер, – поясняет представитель Group-IB. – В нем может говориться о крупном штрафе и о необходимости срочно связаться со специалистом организации».

«Конечно, мошенники активно пользуются геополитическими событиями и новостной повесткой, – продолжает он. – К примеру, весной злоумышленники под видом сотрудников банков предупреждали об отключении российских банков от SWIFT и предлагали перевести деньги на «специальный счет». А в сентябре стали использовать известие о частичной мобилизации. Представляясь сотрудниками адвокатской фирмы, они предлагали избежать мобилизации, но за свою работу требовали перевести «юристам» определенную сумму в качестве залога».

Активность телефонных мошенников высокая, соглашается управляющий директор аналитической компании «ТМТ консалтинг» Константин Анкилов. Мошенники постоянно ищут новые схемы и работают на опережение антифродовых систем операторов связи, продолжает он. Самый популярный сценарий, по словам эксперта, – звонок с предупреждениями о якобы подозрительных действиях по счету. В числе новых сценариев, которые активно использовались в сентябре – октябре, – звонки якобы из военкомата с информацией о выдаче повестки. Снизить количество таких звонков, по словам Анкилова, можно с помощью контроля за движением трафика, в том числе международного.

Представитель Tele2 сказал «Ведомостям», что оператор не фиксирует значительного роста количества мошеннических вызовов на номера своих абонентов. По его словам, злоумышленники начинают чаще использовать мессенджеры. «Антифрод-платформа Tele2 успешно противодействует мошенничеству с использованием подмены номеров, но уязвимости остаются в сетях других операторов», – добавил он, уточнив, что операторы последовательно развивают и усиливают системы защиты. «Мы не ожидаем столь резкого роста мошеннических звонков, как указано в прогнозе», – заключил представитель Tele2.

Представители МТС и «Мегафона» также не наблюдают роста мошеннических звонков на своих сетях. Представитель «Мегафона» уточнил, что это возможно благодаря «совместным действиям операторов связи с регулятором и правоохранительными органами», за счет которых «удалось существенно снизить количество звонков с подменой номера».

Системы, разработанные операторами, работают, но свести на нет количество мошеннических звонков не могут в силу большого числа поступающих звонков, говорит гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Кроме того, операторы вносят номер в систему, когда набирается масса жалоб, но злоумышленники так быстро меняют сим-карты, что это не всегда срабатывает, объясняет он.

Тренд на рост числа мошеннических звонков будет сохраняться как минимум до середины 2023 г., прогнозирует Кусков. Как правило, по его словам, мошенники представляются силовыми или финансовыми структурами. С началом СВО злоумышленники начали предлагать фейковые трудовые книжки для устройства на высокооплачиваемую работу, продолжает Кусков. А недавно начали поступать звонки якобы из Минприроды с сообщением о необходимости перевести деньги в качестве налога на вывоз мусора, отмечает он. Людям также присылают sms-ссылки для оплаты билетов в кино и театр на фальшивых ресурсах, рассказывает Кусков.

Представитель «Билайна» проигнорировал запрос «Ведомостей».