Чемпионат Саудовской Аравии наращивает телеаудиторию, в том числе и в России

    В сезоне 2022/23 права на трансляции принесли футбольной Про-лиге $710 000
    Главная звезда саудовской футбольной лиги – португалец Криштиану Роналду /Zuma / ТАСС

    Чемпионат Саудовской Аравии в фокусе внимания мировых СМИ чуть больше года. Точка отсчета – подписание Криштиану Роналду в конце 2022 г. Тогда его переход в безвестный «Аль-Наср» из Эр-Рияда казался странным рывком за деньгами и сигналом о скором завершении карьеры. 

    Но за 2023 г. трансферная активность саудовских клубов, а также событийная насыщенность футбольного календаря страны (гастроли Суперкубков Испании и Италии, клубный чемпионат мира и т. д.) убедительно доказали, что теперь Саудовская Аравия – один из самых быстрорастущих рынков мирового футбола. А недавно полученный от ФИФА статус страны – хозяйки чемпионата мира 2034 г. лишь подогревает интерес к местной топ-лиге (Про-лига) болельщиков из других стран.

    Закупка большой четверки

    За лето-2023 саудовские клубы потратили более 1 млрд евро на трансферы игроков из Европы и украсили лигу узнаваемыми героями. Заманивая завышенными гонорарами, четыре ведущих клуба в итоге собрали именитые составы.

    «Аль-Наср» добавил к Роналду топ-игроков на 165 млн евро: самый дорогой – португальский полузащитник Отавио («Порту», 60 млн). «Аль-Иттихад» потратился на контракт французской звезде Кариму Бензема, который достался клубу бесплатно, и окружил его «свитой» за 120 млн евро: дороже всех обошелся бразильский полузащитник Фабиньо («Ливерпуль», 46,7 млн). «Аль-Ахли» разложил почти 200 млн равномерно на семь трансферов из Европы, самый дорогой – пока не самый известный, зато молодой (21 год) испанец Габи Вейга («Сельта», 40 млн). 

    «Аль-Хиляль» шиковал масштабнее всех и закупился на 350 млн евро с флагманским трансфером Неймара (ПСЖ, 90 млн). Перепало даже российскому рынку: «Зенит» продал «Аль-Хилялю» бразильца Малкома за 60 млн евро – рекордная выручка с трансфера для российского рынка.

    Крупные траты четырех клубов – следствие того, что только им в июне достались инвестиции от Суверенного фонда Саудовской Аравии (PIF), который финансирует обновление лиги. Январское трансферное окно саудовские клубы проводят спокойно, но ожидается, что к лету 2024 г. средства на закупку получат еще несколько команд. По данным журналиста CBS Sports Бена Джейкобса, в распоряжении клубов из Саудовской Аравии будет около 2 млрд евро.

    Звездное пополнение сделало четверку привлекательной в том числе для европейской аудитории. Да и в целом хотя бы один узнаваемый игрок – знакомый по чемпионатам Италии, Испании или Франции – появился в каждом клубе Про-лиги.

    За именами в афише потянулся и интерес на медиарынке.

    Строительство империи с нуля

    На фоне гигантских затрат говорить о прибыли саудовского чемпионата пока не приходится, но на старте сезона 2023/24 Про-лига объявила о росте выручки в 6,5 раза. Руководство чемпионата декларирует амбициозную цель: к 2030 г. увеличить доход со $120 млн до $480 млн. 

    Саудовская Про-лига в ближайшие годы намерена войти в топ-10 национальных топ-дивизионов по разным параметрам – и футбольным, и денежным, объяснял на World Football Summit 2023 генеральный директор турнира Карло Нора.

    «Лето, когда мы начали приобретать более сильных игроков, – только начало, предстоит еще много больших шагов, – говорил он. – При этом мы понимаем, что только игроков и поддержки болельщиков недостаточно для борьбы за лидерство в мире. Нам нужно и время, и еще трансферы, и развитие игроков, и грамотные управленческие решения».

    Представители саудовской лиги, в том числе Нора, регулярно признаются, что учатся у ведущих европейских лиг, ориентируются на их шаги в развитии продукта.Основным для успеха на внутреннем рынке считают тот факт, что 80% населения Саудовской Аравии прекрасно знакомо с футболом: или играли в детстве, или регулярно смотрят сейчас. Среди первостепенных проблем, над которыми предстоит работать, руководство лиги выделяет устаревшую инфраструктуру. И приезд топ-футболистов, выступавших на самых современных аренах мира, наверняка окажется полезным для развития в этом направлении: опытные игроки могут обратить внимание проектировщиков на важные при строительстве моменты.

    Советник руководства Про-лиги и глава ее медиаблока англичанин Питер Хаттон на World Football Summit напомнил, что до подписания Роналду у лиги вообще не было международного показа, существовал только местный ТВ-контракт. Хаттон оценивает саудовскую футбольную индустрию как чистое поле внедрения лучших практик.

    «Когда появились телеконтракты, мы заметно обновили стандартные условия, дали больше доступа к командам во время матчей, возможностей производить дополнительный контент, – объяснил он. – Например, работаем с агентством IMG Digital, чтобы создавать больше материалов вокруг матчей, чтобы люди лучше узнавали игроков, проникались их историями. Мерчандайзинг, билеты, зоны гостеприимства пока свободное пространство, поэтому там можно строить все почти с нуля и сразу по примеру лучших моделей со всего мира».

    Смотрят на уровне «Барсы» и «Реала»

    Один из новых источников доходов Про-лиги – реализация прав на трансляции за рубежом. Сейчас чемпионат Саудовской Аравии показывают в 159 странах мира, покрытых 38 сделками, многие заключены с международными площадками. В лиге рассказывали, что по итогам сезона 2022/23 28 вещательных контрактов принесли около $710 000.

    Оценить объем контрактов на текущий сезон заранее, как это делают ведущие европейские лиги, в случае с Саудовской Аравией невозможно, потому что ситуация динамичная. Например, в России турнир начали показывать 29 сентября, с восьмого тура.

    Права приобрел сервис Okko, инсайдов о готовящейся сделке не было – если не считать слова комментаторов нелегальных интернет-стримов. Они предупреждали аудиторию, что у чемпионата Саудовской Аравии в России появился правообладатель. Вероятно, им разослали предупреждения чуть заранее.

    Первый матч, игру «Аль-Насра» Роналду, где он отдал голевую передачу и забил победный мяч, показали в тот же день – эфир начался через пять часов после объявления о сделке.

    Okko сообщил, что может показывать до трех матчей Про-лиги в неделю. Сервис использует эту возможность максимально: «Аль-Наср» транслируют в каждом туре, фавориты площадки при выборе других матчей – «Аль-Хиляль» Неймара (не играет с середины октября из-за травмы) и Малкома, а также «Аль-Иттихад» Бензема.

    Глава спортивной редакции Okko Владимир Стогниенко в своем Telegram-канале сообщал о высоком интересе аудитории сервиса к Про-лиге. По его словам, на неделе игра «Аль-Хиляль» – «Аль-Наср» уступала по просмотрам только матчам мадридского «Реала» и «Барселоны» со средними соперниками по Ла Лиге, на которую у Оkkо эксклюзив в России. 

    В Okko заинтересовались Про-лигой, когда саудовские клубы активизировались на трансферном рынке, рассказывает «Ведомости. Спорту» руководитель спортивного направления сервиса Олег Манжа. Он вспоминает, что компанию впечатлило не столько подписание Роналду, сколько общий список легионеров, сформировавшийся после летнего трансферного окна 2023 г.

    Манжа утверждает: для сделки не стало препятствием, что маркетинговый партнер Про-лиги – британский офис мирового гиганта спортивного маркетинга IMG. 

    «Все решения принимали Okko и саудовская Про-лига, политика никакой роли не играла, – объясняет он. – Разумеется, при заключении контрактов компании всегда проверяют партнеров, в том числе и с точки зрения санкционной чистоты, но это обычная процедура для каждого нового юридического лица, с которым заключают договор. Мы ее с успехом прошли».

    Результаты смотрения в первые три месяца Манжа оценивает как превосходящие ожидания. Он не раскрывает ни финансовую сторону контракта (как и другие правообладатели), ни его продолжительность, но в разговоре с «Ведомости. Спортом» отмечает, что есть обоюдная нацеленность на долгосрочное сотрудничество. «Мы планируем развивать интерес к турниру в России, а лига намерена всячески нам в этом содействовать», – резюмирует он.