Как в женском футболе борются за финансовое равенство с мужчинами

    Публичные акции и судебные иски помогают футболисткам зарабатывать больше
    Меган Рапино была одной из футболисток американской сборной, предъявивших иск Федерации футбола США по поводу неравной оплаты труда /EPA

    В женском футболе продолжается борьба за повышение зарплат и равные финансовые возможности с мужчинами. Очередная кампания состоялась в Нидерландах. В последние годы такие акции приносили результат – представительницы слабого пола добивались изменения оплаты труда. В некоторых странах заработки игроков женской и мужской сборной стали одинаковыми. Подробнее – в материале «Ведомости. Спорта».

    В Нидерландах хотят полноценные контракты, в США выиграли суд на $24 млн

    В Нидерландах с совместным заявлением выступили футболистки, играющие в чемпионате страны. Они недовольны низкими зарплатами и призвали Королевский футбольный союз Нидерландов (KNVB), клубы и спонсоров изменить сложившуюся ситуацию. В матче «Фортуны Ситтард» и «Телстара» капитаны Теса Вулларт и Келли Стин вышли на поле в майках, специально изготовленных для этого мероприятия. Надпись на них гласила: «Профессиональный футбол = профессиональная зарплата».

    «Мы хотим иметь возможность зарабатывать на жизнь футболом, чтобы могли жить за счет игры. Нам не нужны миллионы, мы просим минимальную заработную плату. Хотим быть профессионалами. Не можем полностью сосредоточиться на спорте, практически невозможно достичь того уровня, к которому мы и наши болельщики стремимся», – говорится в заявлении голландских футболисток.

    По их словам, если ставить цель превратить национальный чемпионат в ведущее соревнование в Европе в соответствии с амбициями клубов и KNVB, то игроки должны требовать большего. «Все вместе чувствуем себя обязанными отстаивать наши права и наши желания, а также мечты сегодняшних молодых девушек посредством этой акции», – заявили футболистки.

    Участницы акции рассказали, что большинство профессиональных футболисток в Нидерландах получают только пособие на расходы, а не полноценную зарплату, а из 12 клубов лишь один платит полную ставку.

    Еще в 2022 г. женская Эредивизия (высший дивизион в Нидерландах) получила профессиональный статус, но девушки, играющие в ней, по-прежнему вынуждены совмещать футбол с другой работой. Только у «Аякса», ПСВ, «Фейеноорда» и «Твенте» появился коллективный трудовой договор. В других клубах положение футболисток фактически не изменилось. Согласно существующим требованиям каждый клуб должен иметь не менее четырех игроков с подписанными контрактами, но в некоторых случаях такие договора подразумевают 16 рабочих часов в неделю, а не полноценные рабочие дни.

    «Мы считаем необходимым, чтобы каждая из нас имела 40-часовой рабочий контракт и получала за него хотя бы минимальную заработную плату. Если вы находитесь на поле шесть дней в неделю, но при этом вам приходится выполнять также другую работу, то фокус не там, где он должен быть», – объяснила капитан «Телстара» Стин.

    В других странах наиболее известный случай, связанный с финансовыми требованиями женщин-футболисток, произошел в США. Еще в 2016 г. ведущие игроки сборной этой страны – Хоуп Соло, Карли Ллойд, Бекки Сауэрбранн, Алекс Морган и Меган Рапино – предъявили иск Федерации футбола США по поводу неравной оплаты труда по сравнению с игроками мужской национальной команды. Разбирательство длилось более пяти лет. Суд неоднократно отказывал в удовлетворении иска, юристы женской сборной подавали апелляцию. В результате в 2022 г. стороны все же достигли соглашения. Согласно договоренности, футболистки национальной команды получили $24 млн (треть от изначально запрашиваемой суммы) – из них $22 млн были разделены поровну между игроками, оставшиеся $2 млн направили на создание специального фонда, учрежденного для поддержки закончивших карьеру спортсменок и благотворительных инициатив в женском спорте. Кроме того, федерация обязалась обеспечить равные зарплаты для игроков женских и мужских сборных, включая бонусы за участие в чемпионате мира.

    В 2023 г. забастовала женская национальная команда Канады. Ее игроки требовали такой же бюджет, как и у мужской сборной перед ЧМ-2022. Любопытный факт: мужская сборная поддержала женскую, выпустив заявление, в котором утверждалось, что федерация недостаточно прозрачно распределяет финансовые средства. Руководители канадского футбола были вынуждены пойти навстречу женской команде и начать переговоры об улучшении условий.

    В том же году женская сборная ЮАР отказалась выходить на товарищескую встречу с Ботсваной перед чемпионатом мира из-за низких зарплат. Футболисток не устраивало, что их отправили играть международный матч на маленький стадион, вмещающий всего около 5000 зрителей. В результате Федерации футбола ЮАР пришлось в срочном порядке собирать новую команду, чтобы не отменять спарринг с Ботсваной. В этой встрече в составе южноафриканской сборной приняла участие даже 13-летняя футболистка. Игроков национальной команды поддержал профсоюз, с представителями которого встречался для переговоров министр спорта ЮАР Зизи Кодва.

    Помимо США равной оплаты труда для игроков мужской и женской сборных добились в последнее время и в некоторых других странах. Первой стала Норвегия, где подписание контракта о равенстве зарплат состоялось еще семь лет назад. В том же 2017-м забастовку организовали футболистки сборной Дании, отказавшиеся выходить на матч отборочного цикла ЧМ-2019 против Швеции, если федерация не пересмотрит условия оплаты труда. На тот момент датчанки получали приблизительно 1880 евро в месяц и в итоге договорились с футбольными чиновниками об условиях, которые не были озвучены публично.

    В Уэльсе мужчины отдали часть денег женщинам, в Аргентине бунтарку поддержал даже Месси

    Примеру норвежцев последовали Австралия и Новой Зеландия. А в 2020 г. Бразильская конфедерация футбола объявила о равных финансовых условиях для мужской и женской сборных. Сообщалось, что футболистки будут получать одинаковые призовые с мужчинами и равные ежедневные выплаты в период сборов и проведения международных матчей.

    В Испании в 2022 г. приняли решение уравнять экономические условия для мужской и женской сборных, заключив пятилетний договор. Одним из важных условий стало то, что футболистки начнут получать компенсацию за использование своих имиджевых прав. Сумма компенсации должна вырасти от 20% на начальном этапе до 70% к 2027 г.

    Федерация футбола Уэльса также объявила в 2023 году, что мужская и женская сборные впервые будут получать одинаковые деньги. При этом игроки мужской команды согласились с сокращением зарплаты на 25%, чтобы эта сумма досталась футболисткам женской национальной команды. Соглашение о равной оплате труда будет действовать до 2027 г.

    Меняется ситуация с оплатой труда в женском футболе не только в национальных командах, но и в отдельных турнирах. В 2022 г. тренер женского «Челси» Эмма Хейз раскритиковала распределение призовых в Кубке Англии. Разница в выплатах за победу в мужском и женском турнирах была гигантской – соответственно 1,8 млн фунтов и 25 000. Хейз поддержали некоторые коллеги, после чего вопрос обсуждался в парламенте Великобритании. В результате общий призовой фонд в женском Кубке Англии увеличили в 10 раз – до 3 млн фунтов.

    Еще одна громкая история с деньгами в женском футболе – дело Макарены Санчес. В 2019 году аргентинка подала в суд на клуб «Депортиво Уркиса», расторгший с ней контракт. Девушка потребовала компенсацию за семь лет выступлений в команде. Поскольку на момент прекращения договора трансферное окно закрылось, Санчес вынуждена была полгода сидеть без работы. Женский футбол в Аргентине не имел профессионального статуса, и футболистка получала лишь стипендию в размере $10 в день.

    На этом иске Макарена не остановилась и подала также в суд на Ассоциацию футбола Аргентины (AFA), обвинив ее в несправедливом распределении доходов между мужчинами и женщинами. Санчес была игроком национальной команды, в Аргентине ее признавали лучшей футболисткой года. Но даже Макарене с ее статусом приходилось подрабатывать где-то еще, чтобы обеспечить себе комфортную жизнь. В частности, она устроилась на полставки в администрацию клуба. Санчес получила большую поддержку, в том числе от Лионеля Месси. Когда о ее деле заговорили, выяснилось, что многим женским командам в Аргентине запрещали готовиться на базах мужских команд, некоторые клубы взимали плату со спортсменок за возможность тренироваться, а в большинстве случаев не компенсировалось лечение травм.

    Еще в 2017 г. аргентинская сборная бастовала после отказа AFA платить игрокам команды стипендию в размере $10 в день, а затем судилась со спонсором национальной команды, выбравшим для рекламы экипировки перед Кубком Америки профессиональных моделей вместо игроков сборной.

    В апреле 2019 г. после судебного иска Санчес AFA анонсировала создание первой профессиональной женской лиги. Было объявлено, что каждый клуб будет ежемесячно получать 120 000 песо ($2670 на тот момент), а футболистки – 15 000 песо ($330) в месяц.

    Разница заработков в мужском и женском футболе остается большой. Известная футболистка сборной Испании Дженнифер Эрмосо рассуждала на эту тему в интервью для Planeta Calleja в январе 2023 г.: «Самые высокооплачиваемые футболистки зарабатывают около 1 млн евро в год. Мы никогда не говорили, что хотим зарабатывать, как Лео Месси, мы просто хотим, чтобы у игроков была минимальная годовая зарплата, которая позволяла бы им жить за счет футбола. Есть много игроков-женщин, которые работали утром, а затем тренировались днем… Меня очень злит, что всегда говорят, что мы капризны, эгоистичны, считаем себя выше мужчин. Я думаю, мы требуем минимума, чтобы иметь возможность играть и быть футболистками».

    На крупных женских турнирах существенно растут призовые. На Евро-2022 УЕФА вдвое увеличил их размер по сравнению с предыдущим чемпионатом Европы, доведя выплаты до 16 млн евро. А в прошлом году стало известно, что ФИФА впервые заплатит призовые участницам женского чемпионата мира. Всем спортсменкам, выступающим на турнире, была гарантирована сумма в $30 000, а победительницам – $270 000. Отмечалось, что в большинстве случаев суммы премиальных превышают зарплаты футболисток в клубах.

    В 2023 г. сообщалось также, что призовой фонд в женской Лиге чемпионов составил 24 млн евро, но это в 83 раза меньше, чем в мужской.

    В российском футболе разница в зарплатах по сравнению с мужчинами тоже ощутимая. Главный тренер женской сборной России Юрий Красножан рассказывал о зарплатах в клубах: «Заработать игровой карьерой на всю оставшуюся жизнь не получится. В ведомости не заглядывал, но вилка зарплат в клубах, думаю, от 50 000 до 300 000 руб. Средний показатель – сто-двести тысяч».

    В мужском футболе это зарплаты клубов Второй лиги (третьего по уровню дивизиона чемпионата России) и некоторых клубов Первой лиги.

    Материал предоставлен «Рейтингом букмекеров»