Nike расширяет свое присутствие на Кубке Америки – 2024

    Сборная Уругвая сменит экипировщика спустя 17 лет сотрудничества с Puma
    picture alliance / SVEN SIMON

    Футбольная ассоциация Уругвая (AUF) объявила о заключении контракта с всемирно известным спортивным брендом Nike. Компания предоставит форму для мужской сборной Уругвая на Кубке Америки, который пройдет в Соединенных Штатах с 20 июня по 14 июля 2024 г. Предыдущим экипировщиком AUF была немецкая фирма Puma, контракт действовал с 2006 по 2023 гг. В форме от Puma уругвайцы заняли четвертое место на чемпионате мира 2010 г. в ЮАР, а также стали победителями Кубка Америки-2011, обыграв в решающем матче команду Парагвая.

    До объявления соглашения с Nike сборная Уругвая провела два матча в небрендированной форме, поскольку контракт с Puma истек еще до того, как AUF договорилась о новом партнерстве. Финансовые детали и длительность соглашения ни Nike, ни AUF не разглашали.

    Это не первая попытка американской компании заполучить в свое портфолио уругвайскую сборную. В 2016 г. Nike предлагал южноамериканской команде семилетний контракт на $24 млн. Но уругвайцы выбрали немецкий бренд, который, что любопытно, сделал абсолютно аналогичное предложение.

    На предстоящем турнире американский гигант будет техническим спонсором еще для трех сборных, помимо Уругвая: Канады, Бразилии и США. По числу команд Nike уступает лишь Adidas, своему главному конкуренту: в портфолио экипировщика восемь сборных, в том числе действующие чемпионы мира и обладатели Кубка Америки аргентинцы. Также на турнире будут представлены формы от Puma, Reebok и южноамериканского бренда Marathon Sports.

    Nike является техническим спонсором хозяев турнира с 1995 г., а в 2021 г. стороны продлили соглашение, которое Федерация футбола США (USSF) назвала «крупнейшей коммерческой сделкой в истории американского футбола», а также «одной из крупнейших инвестиций Nike в футбольные федерации». Соглашение рассчитано на 10 лет, в комплектах от Nike сборная сыграет не только на домашнем Кубке Америки, но и на домашнем чемпионате мира в 2026 г.

    Контракт с бразильской сборной также является одним из старейших и культовых для Nike. Компания является партнером сборной Бразилии с 1997 г., за это время бразильцы выиграли чемпионат мира (в 2002 г.), а также пять раз (в 1997, 1999, 2004, 2007 и 2019 гг.) становились обладателями Кубка Америки. Действующее десятилетнее соглашение между сторонами было подписано в 2018 г., по контракту бразильцы получают от Nike около $35,5 млн в год. 

    Несмотря на то, что Nike уступает Adidas на южноамериканском рынке, в Европе бренды идут почти вровень. На грядущем Евро-2024 Nike одевает семь сборных, в их числе Франция, Англия, Португалия и Нидерланды. В комплектах от немецкого бренда сыграют шесть команд, среди которых Италия, Испания, Бельгия и Германия. Домашний чемпионат Европы будет одним из последних турниров немцев в комплектах отечественного производителя: с 2027 г. сборная Германия переходит под крыло Nike, контракт рассчитан на семь лет, его общая стоимость составляет более 100 млн евро. 

    Сделка вызвала сильную волну недовольства и критику Немецкого футбольного союза (DFB) как со стороны болельщиков, так и со стороны местных чиновников. «Это неправильно, это позор! Непостижимо, что эта часть истории должна теперь закончиться. Игроки сборной выступают в форме с тремя полосками – это было столь же понятно, как и то, что мяч – круглый, а игра длится 90 минут. Немецкий футбол – не пешка в международных корпоративных баталиях. Торговля решает не все», – возмущался глава правительства Баварии Маркус Зедер.

    В марте 2024 г. Adidas опубликовал финансовые результаты за IV квартал прошлого года, которые показали снижение выручки на 8% (до $5,2 млрд) и чистый убыток в размере $393 млн. За весь 2023-й выручка Adidas упала на 5% (до $23,3 млрд) при чистом убытке в $82 млн. Дело в том, что бренд продолжает испытывать последствия прекращения выпуска коллекции Yeezy после разрыва осенью 2022 г. отношений с ее дизайнером – рэпером Канье Уэстом – из-за его антисемитских высказываний. Во II и III кварталах 2023 г. компания продала продукцию Yeezy по себестоимости на сумму порядка $820 млн, а в IV квартале не продала ничего.