Футбольный союз Германии сменит экипировщика сборной впервые с 1950 года

    Немецкие политики негодуют, но Nike предложил вдвое больше Adidas
    На Евро-2024 сборная Германия сыграет в комплекте от Adidas /dpa/picture-alliance

    Конец марта ознаменовала новость, которую уже успели окрестить эпохальной: Футбольный союз Германии (DFB) объявил о смене экипировщика. После более 70 лет сотрудничества c Adidas, новый контракт с DFB достался одному из ключевых конкурентов немецкого флагмана индустрии – американской компании Nike.

    Сумму новой сделки DFB не раскрыл, но по информации газеты Handelsblatt, Nike будет ежегодно перечислять на счета союза 100 млн евро, что вдвое больше, чем платит Adidas по действующему контракту, который истекает в конце 2026 г. Руководство Adidas, c именем которого связаны все крупнейшие исторические успехи сборной Германии, решение DFB, похоже, застало врасплох.

    «DFB нас сегодня проинформировал, что, начиная с 2027 г., у союза будет новый поставщик», – говорится в пятничном пресс-релизе компании.

    Фондовый рынок на новость о смене технического спонсора отреагировал отрицательно. В день выхода релиза DFB стоимость акций Adidas на Франкфуртской бирже упала на 0,9%, до отметки 199 евро за штуку. Лишь неделей ранее, в день официальной презентации новой футболки сборной Германии к домашнему ЧЕ-2024, котировки бумаг достигли двухлетнего максимума (205 евро).

    «Это позор!»

    Негативно отреагировал и целый ряд немецких чиновников, недоумевающих почему DFB сменил «гордость нации» на заокеанского партнера.

    Вице-канцлер и министр экономики Германии Роберт Хабек отметил, что не представляет футболку сборной без характерных трех полосок, назвав Adidas и черно-красно-золотые цвета частью немецкой идентичности. «Мне хотелось бы, что DFB проявил немного больше локального патриотизма», – заявил чиновник.

    С резкой критикой в адрес союза выступил и глава правительства Баварии Маркус Зедер. «Это неправильно, это позор! Непостижимо, что эта часть истории должна теперь закончиться. Игроки сборной выступают в форме с тремя полосками – это было столь же понятно, как и то, что мяч – круглый, а игра длится 90 минут. Немецкий футбол – не пешка в международных корпоративных баталиях. Торговля решает не все». Он добавил, что, несмотря на все экономические вызовы, DFB не помешало бы действовать более прозрачно.

    Премьер-министр федеральной земли Гессен Борис Рейн также не скрывал своего возмущения. «Три полоски идут рука об руку с четырьмя звездами (символизирующими завоеванные Германией титулы чемпиона мира. – «Ведомости. Спорт»), которые носим на груди. Чемпионы мира носят Adidas, а не какой-то сказочный бренд», – сказал политик, в чьем регионе как раз находится штаб-квартира DFB. Рейн добавил, что очень сожалеет о решении футбольных чиновников и не может представить, что DFB доведет новую сделку до конца.

    Финансовая инъекция от Nike

    В американской компании новое партнерство встретили с воодушевлением. По словам исполнительного директора Джона Донахо, Nike постарается превратить сборную Германии в мировой бренд, а ее игроков – в героев мирового масштаба. Контракт рассчитан на 7 лет, с 2027-го по 2034 г.

    В самом DFB очень довольны перспективами сотрудничества с Nike. На фоне плохих результатов мужской сборной Германии на трех последних крупных турнирах, повлекших существенный спад доходов от призовых, мощная финансовая попытка со стороны американского спонсора придется как нельзя кстати.

    Чиновники при этом подчеркивают, что в зоне ответственности союза находится более 24 000 клубов, 2,2 млн активных игроков, многочисленная армия любителей и почти 55 000 судей. «Поэтому DFB должен принимать в том числе непопулярные экономические решения. Nike сделала лучшее финансовое предложение в ходе прозрачных, недискриминационных тендерных процедур», – сообщил союз в соцсети Х.

    По словам главы DFB Бернда Нойендорфа, будущее партнерство с Nike позволит организации выполнить в предстоящем десятилетии ключевые задачи, связанные с всеобъемлющим развитием футбола в Германии.

    «Мы признательны за возможность смотреть в экономически стабильное будущее благодаря приверженности Nike», – заявил казначей DFB Штефан Грунвальд.

    Казна союза в последние годы изрядно обеднела. На проходившем в России ЧМ-2018 немцы не вышли из группы и заработали «лишь» 8 млн евро призовых за выход в финальную часть турнира. Для сравнения – дошедшая до 1/4 финала Россия получила 16 млн евро призовых, а чемпион Франция – 38 млн евро. В результате очередного невыхода из группы на ЧМ-2022 немцы увезла домой скромные 9 млн евро, тогда как выигравшая турнир Аргентина заработала 42 млн евро. На Евро-2020 немцы вылетели в 1/8 финала, заработав суммарно 13,5 млн евро (обладатель трофея Италия забрала 34 млн евро).

    В рамках действующего контракта DFB с Adidas сборной Германии предстоит выступить еще на двух крупных турнирах: Евро-2024 и ЧМ-2026, при условии, что команда на второй отберется. Большие надежды немцы связывают с предстоящим континентальным чемпионатом, который пройдет у них дома, но состояние команды, которую в сентябре 2023 г. принял Юлиан Нагельсман, оставляет желать лучшего.

    С момента назначения бывшего наставника «Баварии» на пост главного тренера Германия провела пять товарищеских матчей с переменным успехом. В октябре 2023-го немцы совершили заокеанское турне, в котором обыграли США (3:1) и сыграли вничью с Мексикой (2:2). В ноябрьское окно команда Нагельсмана бесславно уступила Турции дома (2:3) и Австрии на выезде (0:2). Самую большую надежду вселяет последний спарринг – вчера Германия всухую одолела в гостях со счетом 2:0 действующего вице-чемпиона мира Францию.