УЕФА заключил сделку с китайским гигантом электронной коммерции Jingdong
Футбольный союз рассчитывает выйти на отметку в 750 млн евро за сезон по доходам от спонсорства«Ведомости. Спорт» выбирает самую значимую сделку прошедшей недели.
Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) объявил о подписании соглашения с китайским гигантом электронной коммерции Jingdong. Пекинская компания стала четвертым и последним партнером в дополнительном пакете спонсоров второго уровня флагманского турнира УЕФА – Лиги чемпионов, сообщает SportBusiness. Условия сделки не разглашаются, но известно, что Jingdong подписала контракт на трехлетний цикл (с 2024 по 2027 гг.).
Увеличение спонсорского дохода УЕФА на 39%
Прошлой осенью швейцарское агентство TEAM Marketing – давний партнер УЕФА по привлечению спонсорской поддержки – способствовало продаже трех пакетов категории «Глобальный расширенный продукт/сервисный партнер». Новыми спонсорами Лиги чемпионов стали франшиза футбольных видеоигр EA Sports FC, американская компания по производству спортивных коллекционных карточек Topps, а также еще один китайский бренд Oppo, выпускающий смартфоны и другую потребительскую электронику. Теперь к этим партнерам присоединилась Jingdong.
В УЕФА надеются, что партнерство с Jingdong, а также другие лицензионные соглашения с девятью главными спонсорами, позволят футбольному союзу выйти на отметку в 750 млн евро за сезон в общем спонсорском и лицензионном доходе от клубных соревнований, отмечает Inside World Football (+39% по сравнению со средним показателем в 538,7 млн евро за предыдущий трехлетний цикл).
Новые цели по доходам для Лиги чемпионов основаны на расширении количества глобальных спонсоров с восьми до девяти и введении категории второго уровня. Возможность расширить линейку спонсоров в текущем сезоне появилась благодаря переходу на новую модель розыгрыша Лиги чемпионов, позволившую увеличить количество матчей.
В перечень главных спонсоров Лиги чемпионов на цикл 2024-2027 гг. входят национальная авиакомпания Катара Qatar Airways, букмекерская контора Bet 365, производитель пива Heineken, международная платежная система Mastercard, логистическая компания FedEx, производитель продуктов питания и напитков PepsiCo/Lay's, сервис доставки еды JustEat Takeaway, компания по обмену криптовалют Crypto.com и бренд игровых приставок Sony PlayStation.
Скандал с участием владельца Jingdong
Jingdong, также известную как JD.com, в 1998 г. основал предприниматель Лю Цяндун. Все началось с розничного магазина для потребителей магнитооптических продуктов, после чего в 2003 г. компания сосредоточилась на электронной коммерции, и сегодня является одним из крупнейших ритейлеров в Китае. По данным за прошлый год, доход Jingdong составил $153,7 млрд. Личное состояние Лю Цяндуня Forbes оценивает в $7,3 млрд.
В 2018 г. бизнесмен угодил в скандал в США. Лю находился в Миннеаполисе на недельном форуме по китайской программе делового администрирования Университета Миннесоты. После совместного ужина со студентами Цяндун пригласил в свой номер 21-летнюю девушку Лю Цзинъяо, которая на следующий день обвинила миллиардера в изнасиловании и нанесении побоев. Судебная тяжба тянулась четыре года, имелись большие проблемы с доказательствами. В итоге владелец Jingdong согласился на урегулирование иска во внесудебном порядке, информирует CNN.
Ожидается, что партнерство Jingdong c УЕФА способствует цифровым активациям, эксклюзивным акциям на тему Лиги чемпионов и бесшовным интеграциям (процесс объединения различных систем, приложений и компонентов таким образом, чтобы они работали вместе без проблем и препятствий) электронной коммерции на платформах компании, предлагая азиатским футбольным болельщикам новые способы взаимодействия с турниром. Партнерство с JD.com позволит УЕФА расширить свое присутствие и влияние на китайском рынке – регионе, где футбольное фанатство снова на подъеме, а коммерческий потенциал остается в значительной степени неиспользованным.
Впервые в качестве спонсора Jingdong зашла на европейский рынок в 2016 г., когда заключила соглашение с одним из самых успешных клубов Англии и на тот момент пятикратным обладателем Кубка чемпионов – «Ливерпулем». Два года спустя компания вошла в число спонсоров ЧМ-2018 в России. Вхождение JD.com в линейку спонсоров Лиги чемпионов – еще один пример заметно возросшего в последние годы коммерческого влияния Китая на европейский и мировой футбол.
УЕФА планирует ежегодный доход в 4,4 млрд евро
Во время чемпионата Европы по футболу в 2024 г. пять из 13 официальных спонсоров турнира представляли Китай, что принесло доход в 600 млн евро, зафиксировала Financial Times. В линейку партнеров вошли платежное приложение Alipay, интернет-магазин AliExpress, производитель смартфонов Vivo, гигант бытовой электроники Hisense и бренд электромобилей BYD. В этой экспансии есть смысл, поскольку крупные международные футбольные турниры, а также Лига чемпионов пользуются в Азии огромной популярностью. По данным CSM Media Research, Евро-2024 посмотрело 187 млн китайцев.
УЕФА обладает солидным набором спонсоров, но хочет большего. В 2022 г. союз подписал контракт с еще одним маркетинговым агентством Relevant Group на поиск ТВ-партнера в США, которое помогло подписать шестилетнее соглашение с CBS на $1,5 млрд, отмечает Sportico. Сумма сделки впечатлила руководство УЕФА, которое теперь намерено заменить TEAM Marketing на Relevant Group, чтобы увеличить поток спонсоров и однажды реализовать мечту о проведении финала Лиги чемпионов в США.
УЕФА прогнозирует увеличение дохода с 2024 по 2027 гг. с 3,5 млрд евро до 4,4 млрд ежегодно – такой эффект ожидается от успешной реформы еврокубков. «По моим оценкам, сейчас 99% людей довольны обновленной Лигой чемпионов. Спонсоры в восторге, что небольшие команды могут участвовать. Теперь все они хотели бы принять участие и инвестировать еще больше в соревнования УЕФА», – подчеркнул президент УЕФА Александр Чеферин.