Сериал от Netflix и велофэнтези: как «Тур де Франс» наращивает аудиторию

    Гонку-2025 только во Франции смотрели 45 млн человек
    «Тур де Франс» 2025 г. вызвал небывалый ажиотаж во Франции – 70% жителей страны в возрасте от 4 лет смотрели гонку
    «Тур де Франс» 2025 г. вызвал небывалый ажиотаж во Франции – 70% жителей страны в возрасте от 4 лет смотрели гонку /Zuma / ТАСС

    В конце июля очередной победой словенца Тадея Погачара завершилась главная веломногодневка сезона – «Тур де Франс». Самое посещаемое соревнование в мире за три недели собирает в среднем почти 12 млн зрителей. Для сравнения: стадионная аудитория Игр-2024 – 11,4 млн, а чемпионата мира по футболу – 2022 – 3,4 млн. Впрочем, у такой популярности есть объяснение: большинство болельщиков на «Тур де Франс» могут следить за ходом гонки бесплатно, стоя вдоль трассы. Телепросмотры тоже остаются на довольно высоком уровне (охват в Европе – около 150 млн человек) и даже немного подрастают. И все же главные успехи последние годы «Тур де Франс» делает в интернете. В 2024 г. просмотры видеоконтента гонки в онлайне взлетели на 143%. Интерес зрителей подогрела документалка от Netflix, а также запуск велофэнтези и другие инициативы организаторов.

    Коротким путем

    В 2025 г. «Тур де Франс» исполнилось 122 года. Многодневка с самого начала была ориентирована на массового зрителя. Ее создали, чтобы прорекламировать газету L’Auto (предшественник популярного и по сей день издания L’Équipe). Во время первой гонки 1903 г. участники должны были преодолеть шесть этапов общей протяженностью почти 2500 км. То есть в среднем каждый участок составлял 405 км. Постепенно отрезки становились короче. Но общая дистанция увеличивалась (максимальная была в 1925 г. – 5745 км), и гонка растягивалась по времени. Например, в том же 1925-м спортсмены проезжали в среднем по 300 км за этап, а к 1980-му этот показатель упал до 174. В 2025 г. средний дневной отрезок «Тура» – это «всего» 159 км.

    Сокращение дистанции шло параллельно с увеличением скорости гонщиков. Они стали выносливее, а велосипеды – совершеннее. Полвека назад средняя скорость составляла 32 км/ч. В 2024-м участники разогнали показатель до почти 42 км/ч. «Соревнования стали чуть короче, чем раньше, – рассказывает «Ведомости. Спорту» российский велогонщик Ильнур Закарин, победитель этапов «Тур де Франс». – Сейчас сохраняется тенденция: гранд-туры (кроме «Тур де Франс» это «Джиро д’Италия» и испанская «Вуэльта». – «Ведомости. Спорт») идут 21 день, и за это время пелотон преодолевает 3500–3700 км. Где-то проезжают 40 км в день, где-то 200».

    Благодаря меньшей протяженности этапов и высоким скоростям эфиры с веломногодневок сократились. Прежде они могли длиться по шесть часов, теперь можно уложиться в четыре. К примеру, в 2025 г. полный показ 19-го этапа «Тур де Франс» на 130 км (включая подготовку к гонке и награждение) длился 4 ч 3 мин. «Для велогонщиков это тоже в плюс, – считает Закарин. – Гонки стали чуть интенсивнее, борьба начинается чуть ли не с первого километра, а не с сотого. Этапы стали более яркими и смотрибельными».

    Закарин сравнивает «Тур де Франс» и другие многодневки с сериалами. По его словам, болельщики смотрят каждый этап как очередной эпизод в предвкушении кульминации и развязки. Впрочем, Закарин добавляет – без качественного комментария всю драматургию прочувствовать непросто. «Знающих комментаторов на самом деле единицы, – говорит Закарин. – Они должны понятно объяснить, что такое велоспорт и зачем его смотреть».

    В этом сезоне «Тур де Франс» снова – впервые с 2022 г. – официально показали в России, на онлайн-платформе Okko. И там в целом довольны откликом аудитории. «Средняя продолжительность просмотра одной трансляции «Тур де Франс» у нас превышает 95 мин – это один из самых высоких показателей среди всех спортивных событий сервиса, – говорит «Ведомости. Спорту» Борис Корягин, директор по развитию Okko. – Мы фиксируем не только глубокое вовлечение, но и высокую активность зрителей: количество комментариев к этапам сравнимо с топовыми футбольными матчами».

    Сделать шоу

    Некоторые болельщики наверняка открыли для себя веломногодневки благодаря Netflix. В 2023 г. вышел документальный сериал «Тур де Франс: в сердце пелотона». «Для большинства «Тур» – это красивые пейзажи и горы, но они не понимают, как устроена гонка, – рассказал изданию Outside исполнительный продюсер проекта Ян Ле Бурбуаш. – Наша задача – показать, что победа – это командная работа, и объяснить, что значит быть частью профессиональной команды».

    По задумке документалка должна была повторить успех аналогичного по сути сериала про «Формулу-1», который продлили на 8-й сезон. Но велопроект так долго не продержался. Сначала шоу попало в топ-10 Netflix в 15 странах: пилотный сезон, по данным FlixPatrol, собрал за первую неделю 21,8 млн часов просмотров. Второй – на треть меньше, третий (вышел в июле 2025 г., данных по нему пока нет) в итоге стал последним. Создатели объяснили решение высокими затратами на производство. «Я смотрел первый сезон, – говорит Закарин. – В сериале новичкам всё объяснили очень доступным языком. И в России его смотрели даже далекие от велоспорта люди. Так что сериал помог популяризировать велогонки».

    Эффект оценили в том числе в Amaury Sport Organisation (ASO) – компании, которая проводит «Тур де Франс». «Мы увидели значительный прирост трафика на наш сайт, +76% уникальных пользователей, – сообщил в 2023 г. Климент Монтейль, менеджер по лицензированию ASO. – В этом году у нас было 80 млн посетителей. В 2022-м – лишь 56 млн. Это не только из-за выхода сериала, но и из-за более ожесточенной конкуренции между велогонщиками (победителем в 2023-м стал датчанин Томас Вингегор, Погачар финишировал вторым. – «Ведомости. Спорт»), что также спровоцировало повышенный интерес». Кроме того, по словам Монтейля, организаторы столкнулись с растущим спросом на мерч в интернет-магазине.

    Огромная аудитория, которая собирается на этапах «Тур де Франс», – важный козырь организаторов при взаимодействии с коммерческими партнерами. За несколько часов до старта этапа по маршруту гонки отправляется пестрый караван машин спонсоров, с которых развлекают публику: устраивают мини-шоу, раздают сувениры и т. д. «Майки, брелки, книжки, связанные с историей велогонок, – выбор большой, – рассказывает Закарин. – По дистанции проезжают где-то 100 машин. За счет этого и в горах, и на равнине собираются десятки тысяч людей в надежде получить какую-то атрибутику, а потом стоять по несколько часов в ожидании велогонщиков». По данным Global Data, «Тур»-2024 заработал за счет спонсоров более $70 млн. Среди главных партнеров – финансовая группа LLC, Tissot, Škoda, Airbnb, Vittel, велобренд Shimano и другие компании.

    Молодое ядро

    Дополнительным стимулом следить за велогонками стал запуск в 2018 г. официального фэнтези по «Тур де Франс». Это виртуальные соревнования среди болельщиков. Им предлагают собирать команды из восьми гонщиков. Успехи реальных спортсменов приносят очки зрителям. Их можно «обменивать» на более ценных гонщиков во время «трансферных окон», т. е. между этапами. Фанаты соревнуются в открытых и закрытых лигах, выявляют лучших и, само собой, еще сильнее вовлекаются. Отсюда, вероятно, и повышенный интерес не столько к самим трансляциям, сколько к роликами и нарезкам. Болельщики сильнее проникаются судьбой «своих» гонщиков и активно следят за их статистикой.

    В 2024 г. ASO отрапортовали о 166 000 активных игроков в фэнтези. В среднем они заходят в приложение по 3-4 раза в день, формируя ядро нового, более молодого сегмента аудитории «Тура». Тренд на омоложение фан-базы наблюдается уже несколько лет. Еще в 2021 г. ASO сообщила, что 72% зрителей «Тура» на французском ТВ представляли возрастную группу 15–24 лет.

    Возвращение в Россию

    Закарин тоже отмечает рост популярности «Тур де Франс» и других многодневок, в том числе в России. Он связывает это с тем, что стало больше людей, которые сами занимаются велоспортом. «Во время пандемии стрельнул триатлон, а вместе с ним и велогонки как монодисциплина, – говорит Закарин. – Появилось много коммерческих триатлонных и велосипедных клубов. Популяризация идет прежде всего за счет них».

    Раньше велоспорт у российских зрителей прочно ассоциировался с каналом «Евроспорт», но весной 2022 г. он прекратил вещание в стране. Три года легально посмотреть «Тур де Франс» в России было нельзя. Но сигнал охотно воровали пираты и ретранслировали на различных платформах. В 2025-м права купил Okko. Как рассказали в сервисе, в основном «Тур де Франс» смотрели мужчины в возрасте от 25 до 44 лет.

    «Это соответствует международным трендам интереса к велоспорту», – подчеркивает Корягин. По инициативе Okko «Тур» также показывали в московских и петербургских велокафе. А к трансляциям привлекли экспертов, в том числе Закарина. По его словам, интерес к событию был очень высокий. «Во время гонки к нам в Telegram-канал поступало очень много вопросов – точно больше 1000, – вспоминает Закарин. – Я с таким никогда не сталкивался. Если бы мы только отвечали на них, то вообще не смогли бы прокомментировать гонку».

    Картинка тоже становится лучше. За последние несколько лет трансляции разнообразили за счет новых ракурсов, в том числе с квадрокоптеров. «Мы видим значительную технологическую эволюцию показа велогонок, – говорит Корягин. – Организаторы совместно с правообладателями внедрили расширенные статистические пакеты, которые отображаются в реальном времени и сопровождаются графикой в видеопотоке. Это позволяет глубже погружаться в стратегию гонки, понимать контекст атаки или смены темпа». К тому же велогонки сегодня все чаще смотрят со смартфоном в руках: «Тур де Франс» выпустил приложение с трехмерными картами маршрутов, градиентом высот, подробной статистикой и даже включениями из эфира командного радио. Так веломногодневка все больше напоминает «Формулу-1», которая тоже за последние годы нарастила аудиторию, в том числе молодежную.