План на месяц и уроки речи: как бывшие футболисты становятся телеэкспертами

    Частые «гости» эфира официально работают на ТВ
    Приглашенные эксперты стали обязательным элементом многих спортивных программ на современном ТВ
    Приглашенные эксперты стали обязательным элементом многих спортивных программ на современном ТВ /Пресс-служба Матч ТВ

    Ядром спортивного телевидения по-прежнему остаются прямые трансляции, но спрос на аналитику тоже достаточно высок. Это заметно, например, по просмотрам главных футбольных разговорных программ YouTube. Каждый ролик «Коммент. Шоу» собирает в среднем пару сотен тысяч зрителей, а аудитория «Это футбол, брат!» оценивается в десятки тысяч болельщиков.

    Одно из ключевых ток-шоу на «Матч ТВ» – «После футбола с Григорием Черданцевым». Оно периодически попадает в топ спортивных программ: апрельский выпуск по итогам 24-го тура РПЛ, когда встречались лидеры чемпионата «Зенит» и «Краснодар», по данным Mediascope, стал третьей по популярности передачей недели среди всех шоу о спорте на российском ТВ. В том выпуске игру обсуждали тренер Сергей Юран и бывшие игроки клубов премьер-лиги Игорь Семшов и Иван Новосельцев. Эксперты с футбольным опытом регулярно появляются в кадре и стали частью спортивного ТВ.

    Футболист-ведущий

    Старейшей аналитической передачей о футболе считается Match of the Day. Она выходит на BBC с 1964 г., и первое время ее вели комментаторы. Но в 1973 г. их потеснил экс-полузащитник «Фулхэма» Джимми Хилл. Прежде футболистов приглашали в студию только ради интервью, а Хилл стал работать на постоянной основе – разбирал матчи, оценивал эпизоды и делился прогнозами. Такой формат прижился в Британии – Match of the Day выходит до сих пор. Хилл вел программу до 1988 г., пока его не сменил спортивный журналист Дес Линам, которому также помогали аналитики из числа экс-футболистов.

    В 1995 г. эта роль закрепилась за завершившим спортивную карьеру Гари Линекером. Параллельно бывший нападающий сборной Англии пробовал себя в других программах, а с 1999 г. стал основным лицом Match of the Day и постепенно превратился в главную звезду спортивного вещания BBC. Летом 2024 г. канал раскрыл данные по зарплатам ведущих: Линекер зарабатывал тогда 1,35 млн фунтов в год.

    Экс-форвард сборной Англии Алан Ширер, который также часто помогает Линекеру вести эфиры, получал 350 000 фунтов. Но скоро состав ведущих изменится: Линекер уйдет с Match of the Day по окончании текущего сезона. Недавние пропалестинские посты в его соцсетях вынудили его уволиться с канала. «На телевидении главный пример для всех – Гари Линекер, – отмечает в интервью «Ведомости. Спорту» экс-защитник сборной России, а ныне эксперт «Матч ТВ» Дмитрий Сенников. – Он давно ведет передачу, позже за ним последовали и другие футболисты. Первостепенную роль в популярности играет статус человека, который рассуждает о футболе. К его мнению и аналитике прислушиваются. Эксперты разные бывают – кто-то больше ругает, кто-то больше хвалит, но тем это и интересно. Футбол – это прежде всего эмоции».

    Американский CBS Sports также сотрудничает с футбольными звездами прошлых лет. В 2019 г. канал купил права на показ Лиги чемпионов. Трансляции разбавляет студия с аналитикой от бывшего игрока сборной Франции Тьерри Анри и экс-футболистов сборной Англии Джейми Каррагера и Майка Ричардса. Компанию им составляет британская ведущая Кейт Абдо. Четверка нашла оптимальный формат, совмещая серьезный разбор матчей с шутками в адрес друг друга и веселым обсуждением новостей в духе выходившей на российском ТВ программы «Прожекторперисхилтон».

    Сколько получает Анри, не известно, но портал Give Me Sport включил его соведущих в топ-10 самых высокооплачиваемых англичан среди футбольных экспертов: Каррагер – третий (1 млн фунтов в год), Ричардс – восьмой (205 000). Вообще, у каждого спортивного канала есть свой пул экспертов. Гари Невилл – лицо Sky Sports, Алессандро дель Пьеро сотрудничает с ESPN, а Бастиан Швайнштайгер получил работу на немецком ARD.

    «Взгляд человека из футбола в любом случае отличается от подхода болельщика или комментатора, – добавляет Сенников. – Особенно в тех случаях, когда игрок уже стал тренером. Если в программе выступает футболист, то по нему заметно, что он сам хочет еще быть на поле. Он видит ситуацию иначе. Так что, когда в эфире появляются игрок и тренер, у них будут разные взгляды. Это интересно зрителям».

    Тренер-начальник

    В России стали приглашать бывших игроков в качестве экспертов еще в 1990-е гг. Одним из первых на экране в новой роли засветился Александр Бубнов, с которым Василий Уткин обсуждал чемпионат мира 1994 г. в «Футбольном клубе» на НТВ. Со временем новый жанр получал все больше экранного времени. Телеканал «Спорт» активно сотрудничал с Андреем Талалаевым, которого звали в том числе комментировать матчи. В нулевые и десятые на ТВ стали работать Евгений Ловчев, Александр Мостовой, Игорь Шалимов, Дмитрий Булыкин, Андрей Тихонов и т. д.

    В 2017 г. одним из ключевых экспертов «Матч ТВ» стал Валерий Карпин. Он не только появлялся в студии (вел собственную передачу «Тотальный разбор»), но и был главным редактором футбольных трансляций канала, т. е. руководителем всех комментаторов. Life тогда писал, что его зарплата была около 2 млн руб. в месяц. В таком статусе Карпин проработал год. Он запомнился хлесткими высказываниями в эфире о судействе, лимите на легионеров и сборной России. А параллельно он учил комментаторов лучше понимать игру. С уходом Карпина «Тотальный разбор» закрылся.

    Сегодня главные программы о футболе – это «После футбола» и «8-16». Последняя выходит на платном канале «Матч премьер» – на сайте указаны не только комментаторы, но и эксперты, всего 13 человек. Список, впрочем, уже не совсем актуальный, многие устроились на работу в клубы и в студии появляются реже. Среди них Рашид Рахимов (главный тренер «Рубина»), Игорь Шалимов («Факел») и Руслан Пименов (заместитель генерального директора «Крыльев Советов»). «Работа на канале – это тяжелый труд, – рассказывает «Ведомости. Спорту» Пименов. – Нужно все проанализировать и при этом не бояться камер в прямом эфире. Приходилось смотреть по четыре матча в день, и это много. Вроде бы кажется, что смотришь любимую игру, потом поболтал, но все это не так. Хотя у комментаторов еще больше работы. Не представляю, как они справляются».

    Пименов добавляет, что матчи нужно было отсматривать не с позиции болельщика, а с точки зрения тренеров играющих команд. Задача – понять замысел, отследить изменения в тактических схемах, дать оценку конкретным исполнителям.

    «Нам говорили на месяц вперед, какие матчи нужно будет посмотреть, – добавляет Пименов. – Давали список, просили внимательно изучить. И не важно, есть у тебя время или нет, – нужно это выполнить». Эксперты специализируются на разных лигах и чемпионатах – согласно предпочтениям. По словам Сенникова, который в основном анализирует встречи РПЛ, ему дают список игр за неделю. За это время он обычно смотрит 10 матчей. «Когда идешь на эфир, нужно подготовиться, посмотреть не только саму встречу, но и разную статистику – как, к примеру, соперники играли раньше. Ступора быть не должно», – рассказывает Сенников. И добавляет, что смотреть приходится даже больше матчей, чем прописано в графике, чтобы всегда быть в контексте.

    Сколько платят за такую работу, ни Пименов, ни Сенников не уточняют, ссылаясь на пункт о неразглашении в контакте. Пименов отмечает, что экспертам платят официально по ежемесячной ставке. Сенников утверждает, что с ним рассчитывались и по ставке, и сдельно. «Это хорошие деньги, – говорит он. – Но, конечно, параллельно экспертам нужно еще чем-то заниматься». Пресс-служба «Матч ТВ» отказалась отвечать на вопросы «Ведомости. Спорта».

    Узнаваемые типажи

    Второй крупный российский вещатель также приглашает экспертов в студию. Изначально Okko больше делал ставку на прямые трансляции, но в последнее время проводит довольно много аналитических эфиров. По словам Романа Гутцайта, заместителя шеф-редактора спортивной редакции сервиса, с первых дней Евро-2024 и по начало мая в студии Okko побывало более 100 экспертов.

    «На данный момент в нашем пуле закрепилось более 30 человек, – рассказывает Гутцайт. – Можно разделить их на типажи: тренер (например, Юрий Семин, Леонид Слуцкий, Сергей Игнашевич, Михаил Лихачев), бывший игрок (Брайан Идову, Никита Баженов, Евгений Алдонин, Дмитрий Булыкин), медийная личность (Никита Ефремов, Ростислав Хаит, Евгений Папунаишвили, Васант Балан, Нобель Арустамян и др.). И, конечно, в эфирах регулярно появляются наши статусные комментаторы».

    Работа экспертов оплачивается, но сколько они получают, в Okko не уточняют. О назначениях эксперты узнают за неделю до эфира. «Задача эксперта-тренера – подготовить разбор предстоящего матча, – объясняет Гутцайт. – Например, Сергей Игнашевич отсматривает несколько предыдущих игр и готовит тактические видео. Эксперт-игрок должен внимательно смотреть за процессом игры и давать свою оценку локальным эпизодам, вспоминая истории из своего опыта. Медийные личности и комментаторы отвечают за фактуру и химию в студии. Они должны придать программе легкость и конкретику».

    Не «Культура»

    По словам Пименова, в эфире его никто ни в чем не ограничивал – запретных тем нет, разве что запрещено ругаться матом. «Конечно, мы получали обратную связь, – говорит Пименов. – Нам нанимали специалиста по дикции, он учил нас грамотной русской речи. Это немаловажно, интересно и нужно в целом для жизни. Я бы продолжил такую практику. Кажется, сейчас ничего такого на «Матч ТВ» нет».

    Сенников подтверждает: раньше на канале были специалисты по ораторскому мастерству и ему нравилось посещать занятия. По его словам, педагог работала с экспертами регулярно, не только ставила речь, но и помогала избавиться от лишней жестикуляции, объясняла, как и куда смотреть, и т. д. «Но ты не будешь всегда строго следовать этим правилам, – подчеркивает Сенников. – Футбол – это не телеканал «Культура», и болельщики готовы к тому, что некоторые футбольные выражения могут проскочить в эфир. Не вижу в этом ничего страшного, нельзя слишком придираться к экспертам в плане речи. Иногда можно позволить что-то в эфире – даже встать и уйти на эмоциях. Такие случаи были».