Брэд Питт и мощная реклама: почему фильм «Формула-1» успешно стартовал в прокате

    Проект заработал $40 млн на продакт-плейсменте и собрал позитивные отзывы гонщиков
    picture alliance / HOCH ZWEI
    picture alliance / HOCH ZWEI

    Кинолента Джозефа Косински «Формула-1» уже стала главной мировой премьерой лета и продемонстрировала исключительные кассовые показатели. За первый уик-энд проката (27-29 июня) фильм собрал свыше $140 млн, превысив прогнозы экспертов. Этот результат установил рекорд для студии Apple и стал лучшим стартом для фильмов с участием Брэда Питта. По данным Variety, компания уже ведет переговоры о сиквеле. 5 июля одна из ключевых премьер года стала доступна в кинотеатрах России с профессиональным дубляжом. Отметим, что официального проката у фильма нет, но стандартный запрос в поисковике решит все проблемы с нахождением нужного кинотеатра.

    Сюжет фокусируется на гонщике Сонни Хейсе (Брэд Питт), покинувшем «Формулу-1» после тяжелой аварии в 1990-х. К нему обращается Рубен Сервантес (Хавьер Бардем) – бывший партнер Хейса, а ныне владелец команды APXGP, находящейся в кризисном состоянии. Сервантес убеждает Хейса присоединиться к APXGP в двойной роли: второго пилота и наставника для молодого, но нестабильно выступающего таланта Джошуа Пирса (Дэмсон Идрис). Параллельно Хейсу предстоит преодолевать личные проблемы, противостоять демонам прошлого и развивать романтическую линию с техническим директором APXGP, которую сыграла Керри Кондон.

    Бюджет фильма, по различным оценкам, составил $200-300 млн, что сопоставимо с затратами команды-аутсайдера «Формулы-1». Для покрытия расходов киноподразделению Apple необходимо собрать в мировом прокате $400-600 млн, учитывая, что половина кассовых сборов остается у кинотеатров. Финансовая планка выглядит достижимой: эксперты прогнозируют коммерческий успех проекта, не исключая достижения отметки в $1 млрд кассовых сборов. «Ведомости. Спорт» рассказывает о причинах успеха проекта «Формула-1» и мнениях профессиональных гонщиков о фильме.

    Ставка на реалистичность

    Съемки фильма «Формула-1», занявшие несколько лет, отличались масштабом и стремлением к аутентичности. Проект сознательно избегал компромиссов: сцены снимались во время реальных этапов «Формулы-1», включая Гран-при Великобритании на треке «Сильверстоун». Значительную роль в создании картины сыграла сама «Формула-1», а семикратный чемпион мира Льюис Хэмилтон выступил в роли консультанта и продюсера.

    Вопреки стандартной практике – частичной съемке в павильонах, бронировании автодромов на отдельные дни или возведению декораций на удаленных площадках – создатели «Ф-1» стремились к максимальному реализму. Все съемки интегрировались в реальные расписания гонщиков и проходили в присутствии публики, использовались реальные боксы и инфраструктура. Исключением стала необходимость построить с нуля собственный гараж и оснастить дополнительный гараж оборудованием. Для достижения визуальной достоверности наняли реальных инженеров и механиков из команды «Карлин». Воссозданный гараж APXGP, включая инженерный остров, получил высокие оценки от пилотов автосерии. «Гараж очень милый, я даже завидую паре вещей оттуда», – говорил гонщик «Макларена» Ландо Норрис.

    Основой для болидов команды APXGP стали шасси «Формулы-2», доработанные командой «Мерседес». Была увеличена колесная база, добавлено 15 креплений для камер, включая уникальную 6К-камеру, адаптацию которой для болида вели полтора года. Идея использовать доработанный болид «Ф-2», способный участвовать в гонках (пусть и с камерами, рекордерами и передатчиками), принадлежала руководителю «Мерседеса» Тото Вольффу и была призвана избежать критики за нереалистичность. «Мы помогли с болидом, сделали кузов, похожий на «Ф-1», боксы и пит-уолл. Передали дизайны для максимального приближения к реальности», – говорил Вольфф.

    Съемки на треках проходили в восьми коротких сессиях общей длительностью 20 минут – между официальными заездами настоящих гонщиков. Работа актеров требовала скорости, сравнимой с пит-стопом: на съемку сцены на стартовой решетке в «Сильверстоуне» им выделили всего девять минут. Фильм снимался на девяти треках «Формулы-1», включая «Монцу» (Италия), «Зандворт» (Нидерланды) и «Сузуку» (Япония). Болидами APXGP управляли пилоты Крэйг Долби (экс-пилот «Суперлиги Формула») и Лучано Бакета (экс-чемпион «Формулы-2»).

    Для создания иллюзии реального участия болидов APXGP в гонках также применялась графика. Например, одна из главных сцен трейлера – борьба болида Хэйса (персонаж Питта) на треке «Спа» – стала возможной благодаря съемке настоящего Гран-при Бельгии-2023 специальными камерами, установленными на всех болидах, и последующей вклейке героев вместо гонщиков «Формулы-1». 

    Тем не менее Питт лично управлял болидом в ходе ряда съемочных сессий. По данным портала RaceFans, актер и его партнер по фильму Дэмсон Идрис накатали в общей сложности порядка 10 000 км на специально разработанном для съемок болиде. В интервью Sky Sports Питт признался, что развивал скорость до 250 км/ч, но один инцидент с вылетом на траву стал, по его словам, ударом по самолюбию. К съемкам актер подошел серьезно, пройдя интенсивную подготовку в школе пилотажа на трассе «Поль-Рикар», где он накатал около 1000 км. Напомним, что возраст Питта (61 год, тогда как его герою около 45) изначально вызывал вопросы о возможности его полноценного участия. Тем не менее физическая форма Питта, а также факт выступлений в реальной «Формуле-1» 42-летнего Фернандо Алонсо, развеяли эти сомнения.

    Работа съемочной группы проекта «Формула-1» получила высокие оценки за свой профессионализм. Издание The Race отметило отсутствие задержек в графике чемпионата и срывов гонок из-за съемок. Норрис позитивно оценил сотрудничество, отметив, что команда фильма работала хорошо, подходя к делу со всей серьезностью, и для него было ценным опытом быть частью процесса. Глава «Феррари» Фредерик Вассер также высоко оценил уровень реализма, достигнутый на съемочной площадке. По его словам, при посещении боксов создавалось полное ощущение присутствия в настоящей команде «Формулы-1», причем организованной даже лучше многих существующих, а проделанная работа вызывала восхищение.

    Тем не менее несмотря на активное участие автосерии и гонщиков в производстве фильма, не все были вовлечены. Пилот «Ред Булл» Макс Ферстаппен отказался от эпизодической роли в ночном клубе с Питтом и проигнорировал предпоказы в Монако и Нью-Йорке.

    Фильм уже оказал ощутимое влияние на мир «Формулы-1». Успешная и беспроблемная интеграция вымышленного гаража APXGP в паддок чемпионата послужила одним из аргументов в пользу допуска одиннадцатой команды, которой с 2026 г. станет «Кадиллак». Кроме того, возросший интерес к съемкам и личное участие Питта стимулировали продажи VIP-билетов на этапы, что увеличило доходы чемпионата. Также команды «Формулы-1» проявили практический интерес к техническим решениям, разработанным съемочной группой, в частности к электроболиду, используемому для отработки процедур пит-стопов. «Команды говорят об адаптации технологий нашей электромашины для практик. Все вышло очень круто», – говорил Питт.

    Масштабная промо-кампания

    Успешному старту фильма «Ф-1» способствовала масштабная маркетинговая кампания, преодолевшая сложности двухлетнего производства, включавшего перерыв из-за забастовки в Голливуде. Кампания сделала ставку на виральность в соцсетях, глубокую интеграцию с брендами и технологические инновации, явно нацеливаясь на американскую аудиторию, ранее не вовлеченную в гонки. Как заявил продюсер Джерри Брукхеймер на закрытом показе фильма, цель – «взломать» ленты потенциальных зрителей в соцсетях.

    Первым шагом стала регистрация официальных аккаунтов во всех ключевых соцсетях и создание аккаунта команды APXGP в X (бывший Twitter). Страницу вели как реальную: публиковали результаты вымышленных гонок Санни Хейса и Джошуа Пирса, а также освещали события вроде смерти Жюля Бьянки, подчеркивая интеграцию в мир «Формулы-1». 

    Партнерство с платформой коротких видео TikTok вышло за рамки простой рекламы. Проект запустил челлендж с AR-фильтром (дополненная реальность) логотипа APXGP, позволив пользователям создавать «виртуальные заезды». Алгоритм TikTok отбирал лучшие ролики для показа на цифровых билбордах во время реальных Гран-при в Монако и Великобритании. Результат – 2,1 млн видео за неделю и рост упоминаемости фильма среди зумеров на 40%. В игре Roblox создали виртуальный паддок APXGP с гонками на болидах из фильма и наградой – цифровыми комбинезонами Питта для аватаров игроков. В итоге зону фильма в игре посетили 4,7 млн игроков за месяц. 

    Кросс-промо с крупными брендами стало еще одним столпом стратегии. Компания IWC выпустила три лимитированные модели часов, одна из которых стоила $27 900. Бренд одежды Tommy Hilfiger представил линейку уличной одежды с символикой APXGP (включая бомбер за $490). Автопроизводитель Mercedes-Benz создал спецверсию модели AMG GT 63 (базовая модель от $191 550), которую брендировал под фильм. Даже сеть ресторанов быстрого питания KFC без прямой интеграции в фильм сняла ролик, где болид APXGP делает пит-стоп у ресторана. McDonald’s в Бразилии и Мексике запустил «Гран-при Бургеров» с упаковками в стиле команд «Формулы-1» и мини-игрой в приложении, увеличив продажи на 22% за две недели.

    Специальный музыкальный альбом, посвященный проекту, с участием поп-звезд вроде Эда Ширана, Тейт Макрей и Мэдисон Бир также работал на узнаваемость. Кроме того, саундтрек к фильму написал главный композитор мира Ханс Циммер.

    Также в промо фильма активно использовались технологии. К примеру, стриминг-сервис Apple TV+ выпустил эксклюзивный трейлер с тактильным откликом: смартфоны вибрировали в такт сценам благодаря синхронизации с вибромотором iPhone, имитируя тряску болида и рев мотора. Для кинотеатров компания Warner Bros. (дистрибьютор фильма) заключила эксклюзивные соглашения с IMAX и Dolby Cinema, позиционируя их как «единственный способ почувствовать скорость». В некоторых залах США установили кресла с вибрацией, синхронизированной с фильмом, а также системы создания «ветра» и запаха гари.

    Офлайн-активности дополняли цифровую стратегию. На площади Times Square в Нью-Йорке за неделю до релиза фильма установили болид APXGP с проекцией «призрачных заездов», управляемой жестами зрителей. Также на известном поп-мероприятии Met Gala-2025 Дамсон Идрис появился в комбинезоне APXGP, где привлек к себе много внимания. Кроме того, Актеры активно ходили на различные ТВ-шоу: Питт – в британское The Graham Norton Show, Идрис – на шоу ESPN в Майами, Хавьер Бардем – на вечернее шоу английского ведущего Джеймса Кордена.

    $40 млн на продакт-плейсменте

    Многие топовые бренды инвестировали значительные средства в спонсорство вымышленной команды APXGP. Директор фильма «Формула-1» по маркетингу Дэвид Линер превратил Питта и Идриса в «живые билборды»: их персонажи большую часть экранного времени появлялись в экипировке с логотипами спонсоров, включая Mercedes-Benz, IWC Schaffhausen, EA Sports и IT-компанию Expensify, которые также размещены на болиде APXGP. По оценкам Forbes, соглашения принесли фильму не менее $40 млн, покрывая существенную часть производственного бюджета. «Когда Тото Вольфф узнал, сколько спонсоров я привлек для нашей команды, то он предложил мне работу, – рассказывает Линер. – Джерри Брукхаймер сидел рядом, когда я отказал ему. Работать на Тото – задача не из простых».

    Хотя спонсорство в реальной «Формуле-1» (от $5 млн за лого на крыле до $100 млн за титульное спонсорство) и продакт-плейсмент в кино ($250 000-$1 млн за 3-4 секунды экранного времени) различаются, брендинг органично вписан в ДНК автоспорта. «Интегрировать рекламу проще, когда продукт – это часть фильма, – отмечает гендиректор Expensify Дэвид Барретт. – Все выглядело естественно».

    Во время поиска партнеров Линер столкнулся с ограничениями: запрет на привлечение брендов, конкурирующих с партнерами «Формулы-1» или Apple, исключил прибыльную категорию электроники. В итоге поиск подходящих компаний занял целых три года.

    Для Apple, новичка в кинопроизводстве, проект сопряжен с риском. «Планка окупаемости для «Ф-1» заоблачна, – говорит аналитик Брэндон Кац. – Провал может заставить Apple отказаться от крупного кино». Тем не менее успех также способен принести дивиденды вне проката. К примеру, рост подписок на стриминг Apple TV+, а также усиление позиций в торгах за ТВ-права на «Формулу-1» в 2025 г.

    Expensify уже фиксирует положительный эффект от сделки. Болид APXGP с логотипом компании появился в клипах Эда Ширана, Тейт Макрей, Дона Толивера и Doja Cat, а также в игре F1 от EA Sports – без дополнительных затрат. Также появление Идриса на Met Gala 2025 в комбинезоне с лого Expensify привело к 400-процентному всплеску трафика сайта компании. «Если фильм полюбят, – заключает Барретт, – каждое появление Питта и Идриса с нашим логотипом будет усиливать узнаваемость».

    Смешанные отзывы

    Кинолента получила неоднозначные оценки от профессиональных кинокритиков. Согласно агрегатору Metacritic, средний балл картины, основанный на 26 рецензиях, составил 70 из 100 пунктов. Для сравнения, культовый фильм «Гонка» набрал 74 балла. При этом зрительский рейтинг нового проекта достиг значительно более высоких 84 баллов.

    Мнения обозревателей разделились. Марк Манн-Брайанс из издания Autosport раскритиковал сюжетную линию, назвав ее довольно слабой и предсказуемой. По его мнению, любовная история никуда не ведет, многие сюжетные линии заходят в тупик, а финал можно угадать даже без просмотра трейлеров. Он также отметил, что игра Брэда Питта показалась ему «деревянной», и выразил уверенность, что материал лучше подошел бы для 10-серийного сериального формата. Тем не менее контрастную позицию занял рецензент Time Out Фил де Семлин: «Это возврат к временам, когда многомерные персонажи были роскошью. Но отключите мозг, и «Ф-1» поразит чувства зрелищем и звуком. Мир «Формулы-1» не подходит вялой харизме Питта, а его персонаж Санни Хейс тоже не вписывается – и это идеально. Фильм предлагает все клише историй о возвращении, но при таком шуме это едва ли важно».

    Визуальная составляющая стала точкой согласия среди рецензентов. Ловия Гьяркье из The Hollywood Reporter отметила эксперименты оператора Клаудио Миранды и режиссера Джозефа Косински с камерами, размещенными внутри машин для передачи экстремальных ощущений гонки. Масштаб работы над гоночными сценами подтвердил опытный фотограф паддока «Формулы-1» Ким Иллман. По его словам, создатели фильма применили впечатляющие технологии, смешав отснятый материал с реальными кадрами гонщиков. «Формула-1» предоставила высококачественные изображения со стационарных камер и бортов 20 реальных болидов. Иллман пояснил, что машины вымышленной команды APXPG выглядят иначе благодаря работе графических художников, которые модифицировали внешний вид реальных шасси, добавив соответствующие логотипы.

    Кроме того, 16 июня 2025 г. в Нью-Йорке состоялся закрытый показ с участием 15 действующих пилотов «Формулы-1». Их отзывы в целом были позитивными. Гонщик «Хаас» Эстебан Окон заявил, что Хэмилтон подтолкнул проект к суперреалистичности. Хотя пилот выразил желание видеть больше гонок и меньше аварий, он назвал «Ф-1» лучшим гоночным фильмом, который понравится настоящим фанатам, а для широкой аудитории станет самым близким к реальности киноопытом. Фернандо Алонсо же высоко оценил достоверность действий на трассе, назвав почти все эти сцены оригинальными и показательными.

    Оскар Пиастри из «Макларена» отметил убедительность визуальных эффектов, указав, что во многих моментах их невозможно отличить от реальности без глубоких знаний «Формулы-1», при этом детали выдержаны точно. Гонщик «Феррари» Шарль Леклер подчеркнул значение фильма для автоспорта: «Это суперфильм для широкой аудитории. Невероятные сцены. Очень впечатлен камерами в болидах и ракурсами. Брэд Питт сам поездил – это впечатляет. Для «Ф-1» замечательно – мы охватим новых людей. Сюжет тоже классный».