Yota опередила "Мегафон" по количеству 4G-абонентов

За пять месяцев, минувших после коммерческого запуска первой сети LTE, «Скартел» (бренд Yota) набрал около 600 000 активных абонентов. У «Мегафона» пользователей 4G пока на порядок меньше
М.Стулов/ Ведомости

Все работающие сети LTE, как и те, что только готовятся к запуску, Yota использует совместно с «Мегафоном», который с июля 2012 г. имеет общего с ней крупнейшего акционера – холдинг Garsdale Services Ltd., подконтрольный Алишеру Усманову. «Мегафон» предоставляет Yota площадки для размещения оборудования, вышки и оптоволокно, а сам использует ее оборудование LTE. К началу августа 2012 г. услугами LTE «Мегафона» воспользовалось «несколько десятков тысяч» абонентов, рассказывал его замгендиректора по стратегическому развитию Михаил Дубин. Порядок цифр остался прежним, говорит представитель «Мегафона» Дмитрий Смиркин. Отрыв от Yota по количеству подписчиков он объясняет как раз тем, что Yota конвертировала большую часть прежней аудитории в LTE-подписчиков, бесплатно заменив им оборудование, а LTE-сети «Мегафона» набирали пользователей с нуля. Правда, спецакцию проводил и «Мегафон»: абоненты, покупавшие у него LTE-оборудование, получали право три месяца пользоваться интернетом бесплатно. Но об этом нужно было еще узнать, прийти в салон «Мегафона» и заплатить за модем, а пользователи Yota были вынуждены согласиться на переход в новую сеть, ведь старая – WiMax – отключалась, замечает аналитик Mobile Research Group Сергей Потресов. Тарифицируют LTE-доступ «Мегафон» и Yota тоже по-разному, но это повлияло на динамику подключения абонентов гораздо меньше, чем политика по продаже оборудования, уверен он. Смиркин обещает, что к концу 2012 г. «Мегафон» подключит к LTE более 100 000 абонентов.

ООО «Скартел»

Оператор мобильного широкополосного доступа. Акционеры: 100% – у Garsdale Services Ltd., 82% которой принадлежит Алишеру Усманову, 13,5% – фонду Telconet Capital Сергея Адоньева, а 4,5% – «Ростехнологиям». Выручка (управленческая отчетность, 2010 г.) – 3,73 млрд руб., чистая прибыль – 385 млн руб.

Первую коммерческую сеть мобильной связи четвертого поколения (4G) в стандарте LTE Yota запустила в конце апреля 2012 г. в Новосибирске. С тех пор заработали сети еще в семи городах. Всего, рассказал «Ведомостям» гендиректор «Скартела» Игорь Торгов, у компании сейчас около 600 000 активных LTE-абонентов – тех, кто в последний раз платил за услуги хотя бы три месяца назад. В конце 2010 г., когда Yota еще даже не начинала строить сети LTE, а работала в стандарте WiMax, она сообщала о наличии 757 000 активных абонентов. Правда, тогда она работала в том числе в Петербурге, где новая сеть LTE будет запущена только в конце этой недели.

Если же сравнивать количество абонентов до и после запуска сетей LTE в одних и тех же городах, то оно восстановилось до прежнего уровня, говорит Торгов.

В Сочи, Краснодаре и Уфе Yota сумела подключить к LTE даже больше абонентов, чем пользовалось сетями WiMax. Этому способствовала акция, по условиям которой активные клиенты WiMax получали LTE-модемы бесплатно, плюс вернулись старые абоненты, по тем или иным причинам прекратившие пользоваться услугами. В Москве, где сеть WiMax была запущена еще осенью 2008 г., нарастить абонентскую базу пока не удалось, но по крайней мере Yota не растеряла старых пользователей: с 10 мая, когда она отключила московскую сеть WiMax и запустила LTE, к ней подключилось более 300 000 абонентов, рассказывает Торгов.

Среднюю скорость передачи данных в сетях LTE Торгов не называет – у разных подписчиков она разная (пользователь сам назначает себе скорость и исходя из этого вносит определенную месячную плату). Но средний счет на пользователя (ARPU) остался примерно на прежнем уровне – 700–730 руб. в месяц, а средняя пропускная способность базовой станции по сравнению с сетями WiMax увеличилась – получается, за те же деньги пользователь получает большую скорость, резюмирует он.