«Лидируют миллениалы»: ВТБ составил поколенческий портрет самозанятых

ВТБ представил поколенческий портрет самозанятых, проанализировав данные среди своих клиентов. Аналитики использовали общепринятые в России условные границы поколений для анализа общих тенденций, отмечается в сообщении банка. Согласно исследованию, основным драйвером роста самозанятости стали миллениалы (поколение Y) – люди, родившиеся в период с 1981 г. по 1996 г. Большинство из них – мужчины. При этом в 2025 г. к этому формату работы начали активно присоединяться представители поколения Alpha (родившиеся в 2011-2024 гг.). Результаты исследования были представлены 17 июня, накануне XXVIII Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025).

Поколенческий состав самозанятых распределился следующим образом: почти половина (48%) приходится на миллениалов. Выросшие в цифровую эпоху, они предпочитают гибкость и активно используют онлайн-инструменты для удаленной работы. Второе место занимает поколение X (1965–1980 гг.) с долей 29% – эти клиенты отличаются прагматичным подходом к ведению дел. Младшее поколение Z (зумеры, 1997–2010 гг.), стремящееся совмещать работу и личную жизнь, составляет 16%, тогда как представители бэби-бумеров (1946–1964 гг.) – лишь 5%.

Среди самозанятых также встречаются представители «молчаливого поколения» – рожденные до 1945 г. Самые возрастные из них, старше 90 лет, проживают в Удмуртии и Ульяновской области, причем все они женщины. В 2025 г. в банке впервые зафиксировали самозанятых из поколения Alpha – в России оформить этот статус можно уже с 14 лет.

Мужчины составляют большинство среди самозанятых (60%), причем наиболее выраженный гендерный дисбаланс наблюдается у зумеров – 64% против 36% женщин. Среди миллениалов и представителей поколения X соотношение сохраняется на уровне 60% мужчин и 40% женщин. Наименьший разрыв зафиксирован у бумеров (56% мужчин), поскольку женщины пенсионного возраста часто рассматривают самозанятость как способ дополнительного заработка и самореализации.

«Самозанятые – это быстрорастущая и очень важная часть российской экономики», – отметил заместитель президента – председателя правления ВТБ Денис Бортников. По оценкам ВТБ, их количество в 2026 г. достигнет 20 млн человек, добавил он.

По данным банка, спрос на услуги самозанятых продолжает стремительно расти. Это подтверждает динамика платежей через сервис «Расчеты с самозанятыми», пояснил представитель ВТБ. За первый квартал 2025 г. объем переводов от малого и среднего бизнеса вырос в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 2,3 млрд руб. (36 000 операций). Ожидается, что по итогам года рост сохранится на том же уровне. Для удобства клиентов ВТБ готовит интеграцию с 1С, которая автоматизирует процесс выставления платежных поручений и получения чеков в учетной системе. При этом помимо традиционных репетиторов, IT-специалистов и косметологов, встречаются эксперты в необычных нишах. Они преподают каллиграфию, изготавливают фамильные дипломы, занимаются доставкой раков, создают собачью амуницию, восковые модели и даже музыкальные инструменты.

Самозанятые клиенты активно используют личный кабинет ВТБ, рассказали в банке. Так, за первые три месяца текущего года было зарегистрировано 100 000 чеков на общую сумму 1,3 млрд руб. В ближайших планах ВТБ – внедрение функции автоматической уплаты налога на профессиональный доход. Предполагается, что она избавит пользователей от необходимости самостоятельного формирования платежных документов. Система будет списывать налог автоматически после поступления квитанции от ФНС.