Инвестиции в возобновляемую энергетику замедлили рост

Эксперты отмечают тенденцию к пересмотру зеленых программ, но говорить об отказе от энергоперехода, по их мнению, преждевременно
24 проекта в сфере зеленой энергетики США оказались экономически невыгодными и не удовлетворяли энергетические потребности населения, сообщило минэнерго страны
24 проекта в сфере зеленой энергетики США оказались экономически невыгодными и не удовлетворяли энергетические потребности населения, сообщило минэнерго страны / ffennema / iStock

Рост инвестиций в возобновляемую энергетику в мире в 2024–2025 гг. замедлился, следует из ежегодного доклада Международного энергетического агентства (МЭА) World Energy Investment 2025.

Минэнерго США в конце мая сообщило об отмене финансирования ряда проектов чистой энергетики на $3,7 млрд. Ранее ряд западных компаний сообщали об отказе от некоторых зеленых проектов.

О том, можно ли говорить о постепенном сворачивании зеленых программ на Западе и концентрации на экономически обоснованной традиционной энергетике, – в материале «Ведомости. Аналитики».

Новые тенденции

По данным МЭА, инвестиции в возобновляемую энергетику в мире в 2024 г. выросли на 5% к уровню предыдущего года до $760 млрд. В 2025 г. вложения в этот сектор энергетики увеличатся на 3% и составят $780 млрд, прогнозирует организация. В предыдущие годы темпы роста были существенно выше: в 2022 г. инвестиции выросли на 27% до $580 млрд, в 2023 г. – на 24% до $722 млрд.

Об отказе от некоторых зеленых проектов сообщал ряд западных нефтегазовых компаний. Например, британская BP в феврале этого года объявила о сокращении инвестиций в возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и увеличении нефтегазовых инвестиций в 2025–2027 гг. с $8,5 млрд до $10 млрд в год. Норвежская Equinor в феврале сообщила о сокращении планов по вводу новых энергетических мощностей на основе ВИЭ с 12–16 ГВт до 10–12 ГВт к 2030 г. Британско-нидерландская Shell в марте заявила о закрытии проектов по производству солнечной и ветряной энергии в Бразилии.

В США в этом году было отменено госфинансирование 24 проектов в сфере зеленой энергетики на общую сумму $3,7 млрд. Эти проекты оказались экономически невыгодными и не удовлетворяли энергетические потребности населения, сообщило в конце мая минэнерго страны. В частности, правительство отказало в предоставлении финансирования водородному проекту американской компании ExxonMobil. Также средств не получат зеленые проекты компаний Kraft Heinz и Heidelberg Materials.

Конкуренция ВИЭ с традиционными источниками энергии

Опрошенные «Ведомости. Аналитикой» эксперты называют три основные причины замедления роста инвестиций в зеленую энергетику в последние годы: инвестиционные риски на фоне экономической неопределенности, снижение стоимости зеленых технологий и возобновление роста спроса на традиционные источники энергии.

Аналитик компании «Имплемента» Орлан Ондар допускает, что инвестиции в возобновляемую энергетику растут медленнее из-за ужесточения денежно-кредитной политики в США в 2022–2023 гг., что привело к удорожанию заимствований и снижению рентабельности для инвесторов.

Дополнительным фактором замедления темпов роста инвестиций в зеленую энергетику эксперт называет рост спроса на традиционные источники энергии, который создает конкуренцию ВИЭ.

С Ондаром согласна эксперт аналитического центра консалтинговой компании «Яков и партнеры» Виктория Трифонова. «Одной из причин замедления темпов финансирования зеленой энергетики является перераспределение торговых потоков основных энергоресурсов в связи с внешнеторговыми ограничениями последних лет», – говорит она.

Европейские потребители стали постепенно переходить на более дорогие сырье и топливо из США, Норвегии и Катара, уточняет эксперт. При этом, несмотря на заявленные планы по отказу от угольной генерации, рост цен на энергоресурсы в 2020–2022 гг. вынудил страны Евросоюза (ЕС) более активно добывать уголь и использовать угольную генерацию, добавляет Трифонова.

Куда идут инвестиции

В опубликованном 5 июня докладе World Energy Investment 2025 МЭА прогнозирует, что инвестиции в энергетический сектор в мире в 2025 г. вырастут на 2% в годовом выражении до $3,3 трлн.

Из них инвестиции в ископаемое топливо (нефть, газ и уголь) составят $1,1 трлн, а в чистую энергетику (ВИЭ, ядерная энергетика, сети, хранение энергии, топливо с низким уровнем выбросов, а также энергоэффективность и электрификация) – достигнут исторического максимума в $2,2 трлн. Рост инвестиций в чистую энергетику МЭА связывает с рекордным увеличением объемов ВИЭ и высокими продажами электромобилей.

24 проекта в сфере зеленой энергетики США оказались экономически невыгодными и не удовлетворяли энергетические потребности населения, сообщило минэнерго страны

При этом, как ожидает организация, инвестиции в разведку и добычу нефти сократятся на 6%, что станет самым значительным падением этого показателя с 2016 г. Свой прогноз аналитики МЭА объясняют влиянием низких цен на нефть и низкими темпами роста спроса на нее. Мировые инвестиции в нефтепереработку, как прогнозирует организация, в текущем году упадут до самого низкого уровня за последние 10 лет.

Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин в декабре прошлого года в своем докладе на Веронском евразийском экономическом форуме – 2024 обращал внимание, что современная мировая энергетическая система базируется на ископаемом топливе, на долю которого приходится более 80% всей потребляемой первичной энергии. Ключевую роль в обеспечении глобальной энергобезопасности, по его словам, продолжают играть нефть и газ.

При этом энергоэффективность инвестиций в ископаемое топливо выше инвестиций в возобновляемую энергетику, указывал Сечин. Угольные и газовые электростанции более чем в 10 раз эффективнее субсидируемой ветряной и солнечной электроэнергетики, говорил он.

Глава «Роснефти» также отметил, что для достижения целей по энергетическому переходу к 2050 г. потребуется увеличить мощности низкоуглеродной электрогенерации в 10 раз до 35 ТВт. Это более чем в 4 раза превышает текущую установленную мощность мировой энергосистемы.

Энергопереход наоборот?

Опрошенные «Ведомости. Аналитикой» эксперты считают, что говорить о полном отказе от зеленых программ пока рано. По их мнению, речь скорее идет об их переоценке.

Директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики Алексей Жихарев обращает внимание на рост объема ввода новой генерации на основе ВИЭ в мире в 2024 г. на 24% относительно предыдущего года. По его мнению, это говорит о сохранении тренда на энергетический переход.

В настоящее время энергопереход обусловлен уже не только климатической и экологической политикой, но и экономикой – технологии стали значительно дешевле, считает Жихарев. Это, по его мнению, дает основания полагать, что декарбонизация мировой энергетики может продолжиться.

По мнению Трифоновой, говорить о полном сворачивании зеленых программ преждевременно, но тенденция к пересмотру их масштабов и сроков набирает силу. По мнению Ондара, стоит ожидать переоценки подходов к зеленым программам с учетом экономических и геополитических реалий. Эксперт поясняет, что многие проекты оказались слишком дорогими, долгосрочными и не отвечали актуальным потребностям: населению и экономикам стран мира нужна доступная и стабильная энергия здесь и сейчас.

Дополнительное влияние на ситуацию на энергетических рынках оказывает политика президента США Дональда Трампа, считает Ондар. «Еще в предвыборной кампании Трамп называл зеленые проекты дорогими, ненадежными и субсидируемыми, «способными уничтожить американскую промышленность», а также призывал «ускорять добычу нефти и газа» и «оживить угольную отрасль», напоминает он.

Начало 2025 г. ознаменовалось достаточно резким изменением американской энергополитики, добавляет Трифонова. Спустя несколько часов после вступления в должность в январе текущего года Трамп подписал указ о выходе США из Парижского соглашения по климату, напоминает она. Вашингтон делает акцент на поддержку традиционного нефтегазового сектора в том числе за счет сокращения субсидирования ВИЭ и электромобилей, поясняет эксперт.