Будет ли США доминировать в сфере полупроводников после покупки доли в Intel

Догнать Тайвань и Корею по себестоимости и скорости внедрения новых техпроцессов будет крайне трудно
Со стороны американских властей будут попытки продвижения заказов сторонних чипов на мощностях Intel
Со стороны американских властей будут попытки продвижения заказов сторонних чипов на мощностях Intel / FinkAvenue / iStock

Америка, следуя своей цели усилить технологическое и производственное лидерство, сделала это не самым обычным способом: правительство США получит 9,9% обыкновенных акций корпорации Intel. За 433,3 млн акций Белый дом ничего не заплатит (об этом заявил президент Дональд Трамп) – доля получена в обмен на гранты в размере $8,9 млрд, которые Intel уже обязалась получить.

С учетом размера грантов правительство США купило акции Intel по $20,47 за бумагу – на торгах 26 августа они стоили более $24. Сейчас акции компании находятся на 10-летних минимумах.

Трамп в своей соцсети Truth Social подчеркнул, что создание американского преимущества в сфере полупроводников является основополагающим для будущего США. Американское правительство не получит представительства в совете директоров, а владение акциями корпорации будет пассивным.

ГЧП по-американски

Хотя партнерство между государственным и частным секторами не является чем-то необычным в США, такой тип государственного вмешательства необычен.

Несмотря на проповедь жизни по законам свободного рынка, США защищают критические технологии, говорит аналитик «Финама» Леонид Делицын. Покупка акций – один из способов инвестиций в суверенную цифровую экономику США, отчасти это происходит потому, что критические технологии поддерживают страны-конкуренты, отмечает эксперт. Например, говорит Делицын, запрет на продажу оборудования компании Huawei привел к ускоренному развитию в этой компании собственной линейки процессоров. Получение доли в 10% в Intel – стратегический ход в рамках усиления национальной безопасности США в ходе соперничества с Китаем, добавляет независимый аналитик, автор Telegram-канала RusMicro Алексей Бойко.

Причина, по которой правительство вливало капитал в автомобильную промышленность и страховщиков после 2008 г., заключалась в том, чтобы помочь им пережить кризис, говорит профессор международного коммерческого права в Университете Дьюка Тимоти Мейер, которого цитирует издание Wired. «Это [покупка доли в Intel] не ситуация финансового кризиса. Это компания, которой необходимо резко увеличить свою долю на рынке», – отметил он.

Для России эта сделка имеет преимущественно косвенное значение, но ее влияние не стоит недооценивать, считает старший аналитик «БКС мир инвестиций» Сергей Потапов. Во-первых, активное вмешательство государства США в развитие ключевых технологических компаний усиливает глобальный тренд на технологическую изоляцию и протекционизм, что может сопровождаться новыми ограничениями на экспорт полупроводников и оборудования. Во-вторых, продолжает эксперт, дальнейшее технологическое расслоение между центрами глобальных инноваций и остальным миром будет означать, что Россия в условиях санкционного давления будет вынуждена искать альтернативные пути, включая развитие локального производства, импортозамещение или углубление кооперации с Китаем.

Что происходит с Intel

Intel – американская компания, разработчик и производитель электронных устройств и компьютерных компонентов: микропроцессоров и наборов системной логики для клиентских вычислительных систем, ЦОДов, микросхем для систем искусственного интеллекта (ИИ) и проч.

Сейчас дела у Intel идут негладко: компания проводит масштабную реструктуризацию, сокращая штат до 75 000 сотрудников к концу 2025 г. и закрывая некоторые проекты в Европе, чтобы минимизировать расходы. Во II квартале 2025 г. убыток Intel вырос до $2,9 млрд с $1,6 млрд годом ранее. Выручку компания особо нарастить не смогла – она составила $12,9 млрд против $12,8 млрд год назад. Контрактное производство микросхем Intel пока приносит только убытки – $4,4 млрд выручки против $7,6 млрд расходов.

Intel испытывает трудности с освоением передового технологического процесса 18А, в разработку которого компания вкладывала миллиарды долларов. Этот техпроцесс должен восстановить преимущество Intel в производстве высокопроизводительных и высокорентабельных чипов – в этом направлении компания соревнуется с тайваньским тяжеловесом по производству микросхем TSMC.

Со стороны американских властей будут попытки продвижения заказов сторонних чипов на мощностях Intel

Но на текущем этапе освоения 18А Intel не сумела достичь того уровня качества производства, которое позволило бы начать выпуск крупных партий. По данным Reuters, Intel взяла на себя эту задачу, чтобы сократить разрыв в производительности с TSMC, но агрессивные сроки развертывания непроверенных систем привели к провалу. По сравнению с отраслевыми стандартами чипы Panther Lake (там использовался техпроцесс 18А) имеют примерно в 3 раза больше дефектов. На конец 2024 г. только около 5% чипов Panther Lake, напечатанных Intel, соответствовали ее спецификациям. К лету этого года показатель вырос примерно до 10%.

На фоне проблем с освоением техпроцесса новый генеральный директор Intel Лип-Бу Тан заявил, что если Intel не сможет поставить 18A на массовое производство, то компания откажется от гонки и сосредоточится на улучшении уже разработанных решений.

У компании фундаментальное отставание по всем ключевым направлениям, отмечает портфельный управляющий Astero Falcon Алена Николаева. В дата-центрах и ИИ-инфраструктуре Intel не имеет сопоставимых с Nvidia или AMD решений. В процессорном бизнесе давление со стороны ARM-архитектур также усиливается: Apple, Qualcomm, Amazon и даже Nvidia выводят свои центральные процессоры (CPU), тогда как Intel только пытается реанимировать доверие к графику выхода собственных новых продуктов.

Влияние на компанию

Акция Intel торгуется с мультипликатором около 30х EPS, что выше секторального (~22х), при том что драйверов роста у Intel вообще нет, считает Николаева. На новости котировки резко выросли, но структура сделки не самая эффективная, говорит эксперт: она ухудшает положение миноритариев, так как выпуск новых акций размоет доли примерно на 11%, а правительство при этом заходит в капитал по цене ниже рынка.

Эта сделка – гарантия для Intel, что государство поддержит компанию финансово и регуляторно, она позволит надеяться на то, что Intel глубже интегрируется с ВПК и получит приоритетный доступ к военным заказам, полагает Бойко. Наличие политической поддержки способно сыграть роль и в геополитическом аспекте, включая лоббистскую активность в интересах Intel, усиление давления на TSMC и возможное расширение экспортных ограничений в отношении китайских конкурентов, добавляет Потапов.

Инвесторы опасаются, что государство может понуждать генерального директора Тана к долгосрочным инвестициям в технологии и развитие, дополняет Делицын. Многие предпочли бы, чтобы Intel продала производство, вышла из процессорной гонки, сконцентрировалась на какой-нибудь нише и заплатила дивиденды побольше, отмечает он.

В отличие от AMD и Nvidia Intel сохраняет оба направления бизнеса – разработку чипов и их производство, при этом ряд инвесторов предлагали компании отказаться от производства чипов, что не вяжется с политикой администрации Трампа о возвращении производства на территорию США, считает старший портфельный управляющий «Ренессанс капитала» Илья Голубов. Поэтому одной из причин такого действия со стороны Вашингтона является сохранение производства чипов на территории США. Возможно, полагает Голубов, со стороны американских властей будут попытки продвижения заказов сторонних чипов на мощностях Intel.

На данном этапе ключевая цель Intel – выживание и стабилизация, а не глобальная экспансия, добавляет генеральный директор АНО «Координационная лаборатория» Анна Сытник. Доля государства нужна прежде всего как финансовая подушка, считает эксперт, в дальнейшем гарантированный спрос со стороны государства может усилить позиции компании на мировом рынке вдобавок к доступу к субсидиям через закон о чипах (CHIPS and Science Act, 2022 г.). Компания вряд ли станет безусловным лидером в мире, но может занять нишу «национального чемпиона» США, резюмирует Сытник.

Лидерство США в полупроводниках

Доля правительства в Intel является частью более широкой стратегии властей США по созданию суверенного фонда благосостояния, который мог бы включать больше компаний, заявил 25 августа экономический советник Белого дома Кевин Хассетт в интервью CNBC.

По данным портала World Population Review, больше всего фабрик по производству полупроводников расположено в Японии – 103. В США их 95, в Китае – 81, на Тайване – 80, а в ФРГ – 22. При этом в 2023 г. на рынке продвинутых полупроводников доля США составляла 12%, а Тайваня – 68%.

США сохраняют технологическое лидерство в дизайне чипов, но остаются крайне зависимыми от импорта полупроводников, говорит Сытник. Главные уязвимости – высокая себестоимость фабрик в США, дефицит кадров и разрушенная локальная цепочка поставок. Решения уже реализуются через CHIPS and Science Act (субсидии и запрет на новые мощности в «странах риска») и America’s AI Action Plan 2025 (ограничения на использование иностранного оборудования). Параллельно крупные компании (TSMC, Samsung, Intel) строят заводы в Аризоне, Техасе и Огайо. При сохранении масштабной господдержки и развитии кадровой базы США способны восстановить часть производства и снизить зависимость от импорта, но догнать Тайвань и Корею по себестоимости и скорости внедрения новых техпроцессов будет крайне трудно, считает Сытник.

Отрасль чипов и ИИ в США благодаря усилиям государства, включая сделку с Intel, инициативу Stargate (госпрограмма, ориентированная на развитие ИИ), а также ранее принятый CHIPS and Science Act, получает мощный импульс к структурному перезапуску, считает Потапов. США стремятся вернуть на свою территорию полный цикл разработки и производства полупроводников, усилить независимость от внешних поставок и создать основу для устойчивого лидерства в сфере ИИ. В рамках этой стратегии упор делается не только на крупные компании, но и на развитие национальных технологических кластеров, научных исследований и кадрового потенциала.

В средне- и долгосрочной перспективе США способны усилить свои позиции и, возможно, восстановить технологическое паритетное соперничество с Тайванем и Китаем, считает Потапов. Но для этого потребуется не только масштабное государственное финансирование, но и эффективная реализация индустриальных программ, преодоление бюрократических барьеров, решение кадрового дефицита и консолидация усилий частного сектора, говорит он. Сделка с Intel и инициатива Stargate – важные шаги, но лишь часть большого процесса, успех которого будет определен темпами и качеством исполнения, полагает Потапов.