«АвтоВАЗ» поднял цены в среднем на 9%

Удорожание компания объяснила падением рубля: на импорт приходится около 20% комплектующих Lada
А.Махонин/ Ведомости

Рекомендуемые розничные цены на Lada с 15 января вырастут в среднем на 9%, объявил «АвтоВАЗ». Больше всего подорожает Lada Largus универсал (на 13,1%, цены будут начинаться с 444 000 руб.), меньше всего - Lada Granta лифтбек (+5,4%, минимальная цена увеличится до 332 800 руб.). Минимальное удорожание Granta «АвтоВАЗ» объяснил желанием сохранить «передовые позиции данной модели» (по итогам 11 месяцев 2014 г. это самая продаваемая машина в России).

В последний раз цены «АвтоВАЗ» поднимал в марте 2014 г. - тогда автомобили Lada в среднем подорожали на 2,8%. Среди главных причин нового, более сильного удорожания - резкий рост и евро, объясняется в сообщении «АвтоВАЗа». «Мы надеялись, что ситуация в российской экономике восстановится достаточно быстро, но, к сожалению, этого не произошло», - цитируется в сообщении президент компании Бу Андерссон.

Из-за резкого ослабления рубля во второй половине 2014 г. многие автоконцерны начали поднимать цены еще в ноябре-декабре 2014 г., а некоторые начали постепенное повышение еще в августе. На фоне конкурентов удорожание автомобилей Lada можно назвать умеренным, комментирует один из дилеров «АвтоВАЗа». К примеру, автомобили Daewoo в декабре подорожали в среднем на 30%, замечает он. Рост цен продолжился и в январе. Цены на большинство моделей в этом году подняла BMW (с 1 января примерно на 5%). Причина та же - падение рубля, объясняют представители компаний.

Осенью российский автомобильный рынок, падающий с весны 2013 г., пережил взрывной спрос. С сентября стартовала госпрограмма утилизации автомобилей (скидка на новую машину при сдаче старой в утиль, или trade-in), а затем началось стремительное падение рубля. Люди в ноябре-декабре ринулись в автосалоны, чтобы успеть купить автомобили по старым ценам. Из-за обвала рубля некоторые автоконцерны приостановили в декабре прием заказов до формирования нового прайса или стабилизации курса рубля. «АвтоВАЗ», напротив, до последнего сдерживал цены: о том, что они не увеличатся до конца года, Андерссон говорил еще в августе на Московском автосалоне. В декабре дилеры констатировали, что у них закончились все ходовые модели и модификации Lada. Проблему усугубил и возникший «кризис поставщиков» - автозавод, планомерно снижавший в течение 2014 г. производство из-за падения рынка, не мог быстро перестроить всю производственную цепочку под возросший спрос.

По итогам 11 месяцев продажи Lada в России сократились на 16%, до 351 992 шт., общие продажи легковых и легких коммерческих автомобилей - на 11,6%, до 2,22 млн шт., гласят данные Ассоциации европейского бизнеса (данные за весь год, как ожидается, будут озвучены на этой неделе). В 2015 г. общие продажи легковых автомобилей в России могут упасть на 10-40%, по оценке Удалова. По прогнозу дилера - на 15-20%. Более точный прогноз с учетом неопределенности с рублем и нефтью сейчас сделать сложно, замечают они. Как изменятся продажи Lada в этом году, эксперты затруднились сказать. Но, по их мнению, доля «АвтоВАЗа» на рынке (по итогам 11 месяцев 2014 г. - 15,9%), скорее всего, сохранится или даже увеличится. «АвтоВАЗ» рассчитывает увеличить долю, сказал человек, близкий к компании.

У «АвтоВАЗа», в отличие от иностранных концернов, даже построивших автозаводы в России, больше возможностей для сдерживания цен, напоминает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов: большая часть используемых «АвтоВАЗом» комплектующих - местного производства. Средний уровень локализации автомобилей Lada, по данным компании, - 81%. Но из-за падения рубля и удорожания кредитных ресурсов вследствие повышения ключевой ставки ЦБ материалы и комплектующие будут неизбежно дорожать, а это может привести к новым повышениям цен на автомобили, говорит Удалов. Но в любом случае удорожание Lada будет меньше, чем у конкурентов, добавляет он. Решений о новых повышениях цен нет, многое будет зависеть от того, когда стабилизируются курс рубля, цена на нефть, замечает он.