Козак объяснил новые условия господдержки автопрома

Новый механизм субсидирования не заменит все действующие программы
Инвестконтракты должны заменить режим промышленной сборки после его завершения к 2020 г.
Инвестконтракты должны заменить режим промышленной сборки после его завершения к 2020 г. / Ерашова Юлия / Ведомости

Компенсировать утилизационный сбор на автомобили будут только держателям специальных инвестиционных контрактов, сообщил вице-премьер Дмитрий Козак на встрече с автопроизводителями 7 декабря. Об этом рассказали «Ведомостям» три источника, знакомых с участниками совещания. Сейчас сбор платят импортеры и производители, а компенсацию за него получают те, кто имеет соглашения о промышленной сборке. Это все крупнейшие автопроизводители. Они получили льготы в обмен на обязательства по увеличению мощностей и локализации.

В октябре 2018 г. Козак поручил разработать законопроект, чтобы обеспечить доступ к промышленным субсидиям всем автопроизводителям в России «на равных условиях». Автоконцерны, имеющие в России автозаводы, опасались, что это будет стимулировать появление обычных сборочных площадок.

Инвестконтракты должны заменить режим промышленной сборки после его завершения к 2020 г. Такие контракты уже есть у совместных предприятий «Соллерса» с Mazda и Isuzu, российской «дочки» Daimler, «Камаза» и его СП «Даймлер Камаз рус». Заявки на подписание контрактов подали группа ГАЗ, «АвтоВАЗ» с альянсом Renault-Nissan-Mitsubishi, «Автотор», российские «дочки» BMW и Hyundai. Для последней скорейшее заключение контракта особенно важно – у нее в декабре истекает соглашение о промсборке. В проекте контракта с Hyundai, с которым ознакомились «Ведомости», нет обязательства государства по компенсации утилизационного сбора. До конца года планируется принять изменения в условия выделения промышленных субсидий, размеры которых сопоставимы с расходами по утилизационному сбору, поясняет участник совещания. По его словам, предполагается, что инвестконтракты подпишут нынешние производители по старым правилам, продолжает он. А тем компаниям, которые в будущем решат тоже организовать выпуск машин в России, предложат на конкурсной основе подписывать модернизированную версию инвестконтракта – с обязательством по внедрению уникальных для России технологий, продуктов. Правила нового инвестконтракта предполагается определить к весне 2019 г.

У держателей инвестконтрактов, как ожидается, будет и доступ к компенсации пошлин на автокомпоненты, а также к разрабатываемому новому универсальному механизму выделения субсидий, говорят два других источника. Этот новый механизм ранее тоже заставил поволноваться автопром. Он предусматривает подписание так называемых корпоративных программ международной конкурентоспособности (КПМК), рассчитанных до 2024 г. и привязанных к ежегодному росту экспорта при сохранении его доли в общей выручке. Сначала предполагалось, что все традиционные меры господдержки (общая стоимость – 70 млрд руб.) с 2019 г. будут заменены на один универсальный механизм. На совещании Козак пояснил, что все программы в КПМК не уйдут, говорят источники. Самостоятельной и доступной для экспортеров останется, например, частичная компенсация логистических расходов при экспорте. Ожидается, что первые документы КПМК будут подписаны осенью 2019 г.

Для стимулирования экспорта отдельно от КПМК нужно сохранить не только компенсацию логистических затрат, но и омологацию (адаптация моделей под требования зарубежных рынков), считают сотрудники двух автоконцернов. Процесс, предполагавшийся как непрерывный, прервется, а новый инструмент пока не заработал, поясняет один из них. Второй говорит, что без основной связки «логистика – омологация» производителям придется сократить список экспортных рынков. Оптимально также сохранить отдельной субсидию на создание за рубежом сервисной инфраструктуры, добавляет он.

«Мы удовлетворены глубиной обсуждения», – комментировала вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева. «Нам удалось достичь общего консенсуса в понимании того, что ключевым механизмом реализации стратегии автопрома должен стать специнвестконтракт, привязанный к обязательствам по развитию ключевых технологий», – говорит гендиректор «Соллерса» Вадим Швецов (его слова передал представитель). Он надеется на меры поддержки спроса: «Их актуальность будет особенно высока в первой половине 2019 г.». «По основным вопросам произошло максимальное сближение позиций, и теперь важно, чтобы механизм, предлагаемый правительством, был максимально работоспособным», – замечает представитель «Камаза». «АвтоВАЗ» от комментариев отказался, представители иностранных автоконцернов на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Инвестконтракты должны заменить режим промышленной сборки после его завершения к 2020 г.